Маркировка подшипников. Кручусь-верчусь на «бархотном» ходу.
Борис ДАХНОВСКИЙ
Выбор
Сразу оговоримся, если вам предлагают подшипник подходящего размера, но без обозначения, а тем более без клейма изготовителя, не
связывайтесь: на 99% это брак, и его можно использовать лишь в колесах садовой тележки. Сделать выбор деталей для японского
мотоцикла бывает непросто. Далеко не всякому японскому подшипнику можно найти европейский аналог (европейских деталей в магазинах
в наличии гораздо больше, а если придётся заказывать, то из Европы их доставят гораздо быстрее). В таких случаях приходится
подшипники дорабатывать: проточить алмазным резцом канавку, снять одну-две десятых (не более). Для грамотного токаря это не
составит труда.
Когда идёте в магазин, нужно знать марку подшипника, в каком узле и какого мотоцикла он установлен. А лучше всего принести
изношенную деталь как образец. Не гонитесь за «фирмой»: в большинстве европейских автомобилей и мотоциклов
используются подшипники SKF, разложенные в упаковки с логотипом изготовителя транспортного средства. Без «лейбла»
они стоят раза в два дешевле, при том же качестве.
На японские мотоциклы часто устанавливают подшипники японской фирмы Коуо. Им также легко найти замену среди ничуть не уступающей
по качеству продукции SKF. Единственная сложность - среди японских деталей почему-то часто встречаются те, что изготовлены в
дюймовых единицах измерения. Тут два выхода: либо точить переходные втулки или подгонять подшипник, либо заказывать то, что вам
нужно, в Японии. Если в узле на валу установлены два подшипника, а износился только один, замене подлежат оба - долговечность
уцелевшего оценить невозможно. Может случиться, что уже вскоре он не только сам развалится, но и угробит соседний.
VBF - обозначение подшипников Волгоградского подшипникового завода (бывшего ГПЗ-23). Детали, которые там выпускают, сравнимы по качеству с зарубежной продукцией.
Установка подшипника
Обычно подшипник плотно сидит и на валу, и в отверстии. Важно, чтобы вращение происходило только между обоймами. Проскальзывание
обойм относительно посадочного места недопустимо! Часто для облегчения сборки туго насаживается только одна из обойм, а другая
закрепляется с торца гайкой или придавливается крышкой.
В конических подшипниках зазор регулируется смещением (обычно - нижней обоймы) по оси. Так же регулируется зазор в радиально-упорных
подшипниках. Он задаётся не изготовителем подшипника, а конструктором узла, ведь в каждом случае условия применения подшипника
могут быть разными. Как правильно собрать такой узел, - об этом можно узнать только в инструкции к мотоциклу.
перечень подшипников, соответствующих их ГОСТу, применяемых в отечественных мотоциклах
|
Шариковые подшипники
|
№ подшипника
|
Мотоциклы
|
Автомобили
|
104
|
«Минск» - КПП; «Иж» - барабан сцепления
|
 
|
110
|
«Днепр» - дифференциал, редуктор
|
 
|
201
|
«Рига», «Карпаты» - колёса; «Минск» - КПП; «Пилот» - КПП
|
ВАЗ. «Ока», «Таврия» - генератор КамАЗ, КрАЗ- ТНВД
|
202, 60202
|
«Пилот», «Минск» - колёса; «Восход»*, «Тула» - КПП
|
«Таврия» - натяжной ролик; КрАЗ, МАЗ, БелАЗ - регулятор оборотов
|
203
|
«Минск», «Восход»*, «Тула» - КПП; «Иж» - ступицы колёс, КПП
|
Все модели ГАЗ - коленвал; КрАЗ, МАЗ - помпа
|
60203
|
«Пилот» - КПП
|
 
|
204
|
«Минск» - коленвал; «Иж», «Тула» - КПП; «Днепр» - распредвал, дифференциал, редуктор
|
 
|
6204К2Ш(АШ)
|
«Пилот» «Восход»* -коленвал, колёса, звёздочка колеса
|
 
|
60204
|
«Минск» - муфта главной передачи
|
 
|
205
|
«Урал», «Днепр» - КПП, распредвал; «Иж» - звёздочка колеса, коленвал; «Тула», Jawa - коленвал
|
«Ока» - балансирный вал; ВАЗ - КПП, КамАЗ - КПП, рулевой механизм
|
206
|
«Днепр» - редуктор
|
«Москвич» - КПП, «Газель» -подвесной подшипник
|
6206
|
Jawa - коленвал
|
 
|
207
|
«Муравей» - редуктор; «Урал» «Днепр» - главная передача; «Урал» - коленвал
|
«Таврия» -дифференциал; КамАЗ -ТНВД, компрессор; ЗИЛ, ЛиАЗ, КрАЗ, МАЗ -компрессор, коробка отбора мощности
|
209
|
«Днепр» - коленвал
|
«Нива» - «раздатка»; ЗИЛ, ГАЗ - КПП
|
302
|
Jawa - колёса
|
ВАЗ-01-07, «Ока», «Таврия» - генератор
|
303
|
Jawa, «Днепр» - КПП
|
 
|
304 (304К)
|
«Урал», «Днепр» - КПП; «Иж» - коленвал
|
 
|
60304
|
«Пилот» - опора ведомой звёздочки
|
КрАЗ - шкив вентилятора
|
305
|
Jawa - коленвал
|
ВАЗ, ЗАЗ-968 - КПП; «Волга», «Газель» - 5-ст. КПП; «Нива» -«раздатка»; «Таврия» - КПП; ЛиАЗ, ЛАЗ - генератор; КамАЗ - гидромуфта, ус. руля, ТНВД; КрАЗ, МАЗ - ТНВД, шкив вентилятора
|
306
|
Jawa - средняя шейка коленвала
|
ВАЗ-01-07 -КПП; «Нива» -«раздатка», КПП, передняя полуось, «Москвич» - КПП
|
Роликовые и игольчатые подшипники
|
12204
|
«Урал» - КПП
|
 
|
192206
|
«Иж» - КПП
|
 
|
42209
|
«Днепр» - коленвал
|
 
|
42305
|
«Тула» - коленвал
|
 
|
2505КМУ
|
«Иж» - коленвал
|
 
|
904700
|
«Урал» - крестовина кардана
|
 
|
874901
|
«Урал», «Днепр» - КПП
|
 
|
 
|
Роликовые конические подшипники
|
 
|
7204
|
«Днепр», «Урал» - ступица колеса
|
«Таврия» - задние колёса; КамАЗ, КрАЗ, МАЗ, БелАЗ -ТНВД; ЗАЗ-968 - передние колёса
|
Радиально-упорные подши
|
746905
|
«Пилот», «Минск» - рулевая колонка
|
 
|
778706
|
«Иж» - рулевая колонка
|
 
|
778707
|
«Урал», «Днепр» - рулевая колонка
|
 
|
Другие подшипники
|
489700Е
|
«Пилот» - механизм выключения сцепления
|
 
|
822907
|
«Урал» - нижняя головка шатуна (б/колец)
|
 
|
948066
|
«Урал» - механизм сцепления (б/колец
|
 
|
3086304-Л
|
«Урал» - задняя передача (двухрядный
|
 
|
* Относится ко всем «Восходам», «Совам» и ЗиД-200.