Скутерист знает: в моторе есть штуковина под названием поршень, это чуть ли не главная деталь. Износись он - «табуретка»
ползет, а не едет. Ясно: старому поршню пора на покой. Вопрос в том, чьей «выпечки» установить новый?
Что на прилавке?
Еще лет пять назад табуреточник запчасти «добывал». Сегодня - иначе: бери - не хочу. Вот и мы, посетив несколько
торговых точек, накупили скутерных поршней аж шести разных фирм, причем в комплекте с кольцами и пальцами. В продаже есть даже
поршни ремонтных размеров. Теперь, оживляя мотор, не приходится разоряться на дорогой «довесок» к поршню - новый
цилиндр. Можете расточить старый! Всего-то 250-300 рублей. Тем, кто не знает, как на прилавке опознать «ремонт»,
подскажем. В отличие от номинальных (они обозначаются «STD»), он маркируется «цифрой» прибавки диаметра
поршня (0,25-1) в миллиметрах.
Цена поршней разная, от либеральной до неподъемной. И это подозрительно: все поршни привозят с Востока - из Кореи, Тайваня, Китая,
а раз из одного региона, то цены, подразумевается, должны бы быть сопоставимыми. Значит, или «либералы» что-то «не
договаривают», или у дорогой продукции дутая стоимость. Что есть фальсификат? Разберемся.
Царапать полезно
Осматриваем образцы: уже по некоторым внешним признакам можно судить о качестве детали. Начнем с упаковки. На каждой - обозначения
модели и размерной группы. Достаем поршни: на донышках всех образцов есть метка, ориентирующая поршень при монтаже. Отлично! Но
чтобы донышко не обрастало сажей (эта дрянь обожает липнуть ко всяким неровностям, и это ухудшает отвод тепла от поршня), его
делают гладеньким. Чего нет у образцов № 3, 4, 5, 6 - шагреневая поверхность и «ямы», оставшиеся от инструмента, -
провокатор на гарообразования. Намек «либералов» понятен: платишь меньше - доводи деталь до ума самостоятельно.
Но не все у донышка должно быть гладко: переход к цилиндрической части поршня положено закруглять. Подскажем, зачем это нужно. В
2-тактном моторе, не имеющем принудительной смазки, такой «носок» «собирает» масло, оставшееся в камере
сгорания, и «направляет» его на рабочую поверхность цилиндра (туда, где оно и должно быть). Четко выполнен
«переход» на образцах №№ 1, 3, 5 и 6, а вот у №№ 2 и 4 он какой-то размытый. Это - минус. Потом суммируем баллы
с оценками других компонентов.
Образец № 1. Производитель - «С. М. Racing», Тайвань. Цена комплекта - 600 рублей. Признан наилучшим в нашей экспертизе. Его установка допускает некоторое форсирование мотора.
Образец № 2. Производитель - «Daelim», Корея. Цена комплекта - 800 рублей. Оценен как отличный. При грамотной эксплуатации мотора обеспечит максимально возможный ресурс поршневой группы.
Образец № 3. Производитель - «See piston industrial Co, Ltd.», Китай. Цена комплекта -500 рублей. Поршень имеет исправимые грешки в обработке, кольца слабее, чем №№ 1 и 2. Заслужил отметку «хорошо». Пригоден при нормальных режимах езды.
Образец № 4. Производитель - «Art metal mfg Co, Ltd.», Китай. Цена комплекта - 450 рублей. Содержит недостатки по качеству изготовления. Грубая обработка торцов компрессионных колец. Оценка - «трояк с минусом». Кольца вызовут повышенный износ зеркала цилиндра.
Образец № 5. Производитель «Piston», Китай. Цена комплекта -450 рублей. Те же недостатки, что и у № 4. Торцы компрессионных колец с рисками и раковинами. Кольца вызовут повышенный износ цилиндра. Применять этот поршень допустимо, если нет ничего лучшего.
Образец № 6. Производитель - «Daosen industrytrade Co, TLD», Китай. Цена комплекта - 350 рублей. Помимо плохой обработки поршня, снабжен стальными компрессионными кольцами, выполненными с отклонением. Оценки не даем, так как прогнозировать ресурс поршневой невозможно. От его покупки следует воздержаться.
Определяем качество рабочих поверхностей юбок поршней. «Отлично» заслужили образцы № 1 и 2. На них и микрорельеф,
удерживающий смазку на юбке, и оловянистое покрытие. Такое сочетание «смягчает» приработку поршня к цилиндру и
продлевает ресурс «парочки» на 10-15% пробега. Остальным сняли по баллу. Образец № 3 оловом покрыт, но
«рельефность» слабовата; у №№4 и 6 она есть, но нет защитного покрытия; у № 5 «рельеф» хороший и покрашен
он чем-то схожим с графитовой твердой смазкой, но защита легко смылась бензином (в моторе то же произойдет моментально). Дадим
пару советов по распознанию качественно выполненной юбки. Во-первых, посмотрите на фото и запомните, как выглядит поршень с
наиболее надежной оловянистой защитой и без нее. Во-вторых, при покупке резким движением царапните ногтем по юбке сверху вниз: если
металл издает звук, схожий с тихим «Ой!» - микрорельеф есть. Не «ойкает» - юбка без него, зна чит,
деталь плоховата.
Лабараторная работа
Следующий этап экспертизы - в лабораториях московского университета МГТУ «МАМИ». Спецы «допрашивали»
поршни с пристрастием: на точнейших приборах измерили их геометрию, кололи металл особыми иглами, измеряя его твердость и
«поджаривали» образцы в печи, проверяя их на устойчивость к температуре. Каков результат? Чего-либо
«криминального» не обнаружили. Отклонения у ряда образцов есть, но - в лучшую сторону. Образцы № 1 и 2: по качеству
обработки оба - «отличники». Конусность и овальность юбок выполнена с точностью до нескольких микрон (при норме 10-15).
Напомним, эти формы позволяют поршню расширяться при нагреве, не заклиниваясь в цилиндре (пределы зазоров см. в таблице), и
чем совершенней они обработаны, тем дольше служит деталь. У других испытуемых (№№ 3-7) исполнение поверхностей, образующих
юбку, хорошее, но ближе к пределу допустимого. Что, учтите, вызывает необходимость удлинить обкатку новой поршневой в сравнении
с тем, что строго предписано производителем скутера, процентов на 10-15. Тогда общий ресурс этих деталей будет сопоставим с
показателями поршней № 1 и 2.
Проверили и чистоту обработки отверстий под поршневой палец. Все образцы уложились в норму: отклонение - около 5 мкм. И получили
заслуженную «пятерку».
Твердость поршневого сплава определяет его износостойкость, а она наибольшая у №№ 1 и 2 (135-137 единиц НВ). Поместив
эти поршни в цилиндр, с мотором можно даже поколдовать в плане увеличения мощности - процентов эдак на пять. Остальные образцы
показали твердость ниже - 116-120 ед. НВ. это нормально для поршня 2-тактника. Но раз здесь все выдержано в пределах нормы и
не более, «затачивать» мотор на увеличение его лошадиных сил не стоит - потеряете от четверти до трети ресурса поршневой.
«Жарка» в печи и проведенный позже химический анализ металла подтвердили сказанное. Чередующийся нагрев поршня до
200°С и резкое охлаждение водой испытуемые выдержали - ни один не попнул и не треснул.
Но не все прошли испытания без последствий Образцы №№ З-б обрели дополнительную «кривизну» поверхностей
(«плюс» еще 5 мкм), что грозит задирами юбки при избыточном подогреве поршня, сопутствующем увеличению мощности
мотора. Сей факт специалисты пояснили так: образцы с обычной твердостью металла отлиты из типового поршневого сплава с 10-12%
кремния. №№ 1 и 2 сохранили исходную геометрию, так как «усилены» 14% Si и легированы никелем, поэтому будут более
устойчивы к буйству температур в форсированном двигателе. Но дорогие компоненты «форсируют» и цену изделия.
Коротко о поршневых пальцах. Тут никакого «разнобоя»: у всех образцов они выполнены на «пять» - из
соответствующей стали и обработаны идеально чисто. С приятными впечатлениями об испытуемых -леваков среди них нет - и закончилась
бы наша экспертиза, не коснись мы колец.
Не контактируй с группой риска
Поршень 2-тактника оснащается кольцами: компрессионными (они герметизируют камеру сгорания) и стопорными, запирающими от перемещения
поршневой палец. Начнем с колец компрессионых. Проверим, как они размещаются в кольцевых канавках и цилиндре.
Все их оценили на «отлично»: в канавках не болтаются - перемещение по вертикали соответствует положенным 0,05-0,08 мм и
расстояние между кончиками замка при установке в цилиндр в норме - 0,15-0,30 мм.