Японские мотоциклы покорили весь мир и установили наивысший уровень развития этого вида техники - сия истина
общеизвестна и в доказательствах не нуждается. Но не знает ли она исключений? Существуют ли за пределами Японии
фирмы, которые способны противостоять нашествию с Востока не только с помощью традиций, изысканного дизайна и
умелой рекламной кампании, но и за счет технического совершенства? Пожалуй, после тщательного изучения этого
вопроса и отсеивания "копиистов" от создателей останутся лишь две кандидатуры. Одна из них - немецкий
концерн BMW. Вторая - итальянская компания "Дукати".
Крохотный моторчик "Cucciolo": одна "лошадиная сила"
в помощь одной человеческой. Как видите, традиционный ребристый картер
"Дукаи" был заложен еще Альдо Фаринелли.
В 1926 году братья Адриано и Марчелло Дукати основали в итальянском городе Болонья компанию по производству
различной радиотехники. Почему радио? В городе Болонья этот выбор был вполне естественным — ведь именно здесь родился
Гульемо Маркони, который во всем мире считается изобретателем "беспроволочного телеграфа". К тому же
фашисты в Италии решительно взялись за преобразование аграрной страны в индустриальную, а это означало, что
вслед за "лампочкой Муссолини" в тысячи итальянских сел пришли и радиоприемники, разносящие бессмертные
речи Вождя. Так что рынок сбыта был обеспечен, и в 1939 году на заводе "Дукати" было занято уже более 7 тысяч рабочих.
В годы второй мировой войны компания выпускала радиотехническое оборудование для армии, а также оптические прицелы.
Когда же наступили мирные времена, ее хозяева не смогли обеспечить себя заказами, и, чтобы рабочие не оказались на
улице, государство национализировало фирму "Дукати" и начало подыскивать подходящий товар для гражданского
производства.
Велосипед, оборудованный двигателем "Cucciolo".
Масса машины при этом возрастала всего на 8,5 кг.
За двести километров от Болоньи, в Турине, работал инженер Альдо Фаринелли. Его компания "Сиата" в
тридцатые годы выпускала наборы для форсировки серийных "Фиатов", затем, как и все машиностроительные
фирмы, была загружена военными заказами. Но в 1944 году Фаринелли, предчувствуя скорое окончание войны, занялся
проектированием маленького вспомогательного моторчика для велосипедов. Своему детищу он дал прозвище
"Cucciolo" ("Щенок"). Это был довольно оригинальный 50-кубовый силовой агрегат -
четырехтактный, верхнеклапанный, причем привод верхних клапанов осуществлялся не толкающими, а тянущими штангами.
В блоке с двигателем была выполнена и двухступенчатая коробка передач. Привод на заднее колесо шел со
стандартной звездочки велосипеда - она вместе с педалями монтировалась на моторчике. Запускался двигатель
педалями, после чего они же служили для переключения передач: если левая педаль была направлена вперед, включалась
первая передача, если она была направлена назад - вторая, а вертикальное положение педалей соответствовало
"нейтрали". Смазка двигателя осуществлялась разбрызгиванием, без маслонасоса, освещение и работа
системы зажигания обеспечивались встроенным четырехполюсным магдино. Мотор развивал максимальную мощность 1 л.с.
при 4500 об/мин (к концу его серийного производства в 1959 году мощность была поднята до полутора "лошадок"),
и оборудованный им велосипед на одном литре довольно скверного бензина (степень сжатия 6,25 позволяла использовать
топливо с октановым числом 65) мог проехать сотню километров.
"Дукати 55" - первый комплектный мотоцикл
компании с 55-кубовым вариантом "Cucciolo".
"Сиата" смогла развернуть серийное производство этих моторчиков уже летом 1945 года, и успех превысил
все ожидания. Нужда в дешевом виде транспорта в Италии (как и во всей Европе) была огромной, и небольшая фабрика
была просто не в состоянии удовлетворить спрос. Поэтому Фаринелли согласился на предложение правительства —
продать лицензию на производство моторчиков для организации их изготовления в Болонье, а сам занялся выпуском
спортивных автомобилей.
В ту пору компания "Дукати" была в очевидном кризисе под названием "что делать?" Радиоприемниками
итальянцы явно наелись, и в 1945 году на оборудовании для производства прицелов началось изготовление компактных
фотокамер. Эта конструкция сама по себе была превосходна, но явно не являлась предметом ажиотажного спроса в
разоренной войной стране. А посему "Институт промышленной реконструкции" (IRI), занимавшийся
планированием и организацией производства на предприятиях, принадлежавших государству, решил, что веломоторчики
будут гораздо более удачным выбором для сохранения рабочих мест. Так ровно 50 лет назад "Дукати",
несколько неожиданно для радиотехнической фирмы, занялась мотопроизводством.
Знаменитая "Марианна" - ее официальное кмп
было "Дукати 100 Gran Sport".
Выбор оказался верным. Моторчики расхватывали, как горячие пирожки, несмотря на то, что несколько конкурирующих
фирм (в их числе были "Гарелли" со своим "Mosquito", "Альпино" и "Минимотор")
развернули производство веломоторов собственной конструкции. Их двухтактные односкоростные агрегаты были дешевле,
но четырехтактный двухскоростной "Cucciolo" гораздо лучше брал подъемы, что в Италии, как на вертел
нанизанной на хребет Апеннин, было важным преимуществом. К 1949 году в стране было в эксплуатации 120 тысяч
велосипедов со вспомогательными двигателями, и ровно половина из них была оснащена "Cucciolo".
Но послевоенная Италия быстро вставала из руин, росло и благосостояние итальянцев. Велосипеды с моторчиками уже
не могли удовлетворять широкие массы покупателей. В ту пору на рынке Италии огромным спросом пользовались
мотороллеры и легкие мотоциклы спортивного характера, и "Дукати" решила приударить сразу за двумя
женихами. Правда, попытка внедриться на мотороллерный рынок блистательно провалилась. Дебютировавший в январе
1952 "Дукати Cruiser" с механической точки зрения был шедевром - горизонтальный одноцилиндровый
верхнеклапанный 175-кубовый двигатель мощностью 8 л.с., оснащенный электростартером, в блоке с
гидротрансформатором и автоматической коробкой передач. Внешность же была спроектирована известной дизайнерской
фирмой "Гиа". Увы, столь сложная в эксплуатации машина совершенно не привлекла покупателей.
Мотороллеры и мотоциклы покупают разные люди с разными запросами, и множество конструкций 50-х и 60-х годов,
которые стремились объединить достоинства обеих концепций, были обречены на коммерческий провал.
Один из вариантов "Марианны" - модель "175 Gran Sport"
1956 года. Вы видите ее подготовленной для любительских гонок. 16-сильный
двигатель даже без форсировки позволял достигать скорости 140 км/ч.