Дорогие мои старики. Jawa-350/634 и «Иж-Планета Спорт 350»
Иван КСЕНОФОНТОВ,
фото автора
Jawa: привет из прошлого
По сравнению со «старушечьим», мотор у Jawa-350/634 не очень изменился.
Те же «чугунки», только «более квадратные», длинноходный мотор (с 2-канальной продувкой), слабо
поддающийся форсировке. Мощность - 20-22 л.с., ровно на 10 «сил» меньше, чем у «спорта» с его
современной 5-канальной продувкой. Зато вибрации у 2-цилиндрового мотора не досаждают почти во всем рабочем диапазоне.
Другая слабина Jawa - генератор постоянного тока (динамо) старой конструкции, мощностью 75 Вт (при 6 В). В штатной
комплектации электрооборудования при езде на малых оборотах мощности такого генератора недостаточно. Особенно сегодня,
когда по требованиям ПДД свет фары при движении должен быть включен постоянно.
Другое дело электрика ПС: 3-фазный 12-вольтовый альтернатор (генератор переменного тока) современной конструкции
мощностью 100 Вт и электронное реле-регулятор. А вот подвески у «Ижа» по жесткости проигрывают
«явским», хотя их хода не намного меньше. Что в сочетании с менее комфортным седлом и повышенными
вибрациями «одноствольного» мотора не доставят удовольствия в «дальнобое». Неуютно чувствует
себя на «Иже» и пассажир, на Jawa же его комфорту уделено больше внимания.
Каждому - свое
«Так какой аппарат лучше?» - спросит сбитый с толку читатель. Вроде бы, «наш» по всем
параметрам превосходит Jawa-350/634.
Откровенно говоря, сегодня, когда есть возможность купить что-то третье, ни тот, ни другой не годится для
«острой» езды. Но если выбирать из этих двух, «спорт» больше подходит для
«отжигания». Эндуростроителям покупка «пса» открывает новые горизонты (при условии, что
есть источник запчастей). Jawa-350/634 - для размеренной спокойной езды, и с точки зрения наличия в магазинах
запчастей она все-таки предпочтительнее. Многие мотоциклисты считают ее даже более удачной, чем последующая 638-я модель.
Тормоз у «Иж-ПС», хотя он и однокулачковый, но достаточно
эффективный - потому что у него тормозной барабан большего диаметра.
Перья вилки из дюраля, резиновые гофры и узкое хромированное переднее
крыло выигрывали по внешнему виду у Jawa-350/634.
О запчастях
Наиболее дефицитные запчасти на Jawa-350/634 - цилиндры. Поршень, кольца и коленвал подходят от более ранней модели
Jawa-350/360, равно как и диски сцепления, перья вилки. Коробка передач (с часто ломающимся штоком КП), трос заднего
тормоза, тормозные колодки, звездочки, амортизаторы светотехники можно взять от поздней модели Jawa-350/638. Шины того
же размера, что и у «Ижей». Но 6-вольтовое электрооборудование - не подарок, а смонтировать современное
12-вольтовое не так просто. Генератор от 638-й модели не установишь, от 360-й он подойдет, но мощность его всего 45 Вт.
В свое время «Яв» в страну завезли более 2 млн., выпуск запчастей к ним наладили как кустари, так и
промышленные предприятия. Задача пользователя - не нарваться на подделку.
С деталями на «Иж-Планета Спорт 350» ситуация похуже: большая их часть - конструктивный эксклюзив.
Разве что детали мотора можно попробовать разыскать в бывших клубах ДОСААФ (их применяли в кроссовых «Иж-К15»
и «многодневных» «Иж-М15»). От обычных «Планет» подойдет лишь коробка передач
да цепь, а от последних тульских мотоциклов можно использовать детали передней вилки. Непросто достать и
оригинальную резину «передка» - 3.00-19". Родной генератор и система зажигания достаточно надежны,
а если возникнет необходимость, можно их легко заменить на электронику от «Восходов».
Признаки своеобразия
Не надо особенно опасаться приобретать «Иж-ПС» и Jawa-350/634 первых партий: их технические характеристики
и качество исполнения были выше, чем у последующих. Признаки ранних «спортов» - система раздельной смазки,
карбюратор Mikuni, японская оптика, прямой глушитель, подвеска мотора на резиновых подушках. Первые Jawa-350/634 отличите
по вишневому цвету окраски, в фаре - спидометр. У самых-самых ранних «Яв» могут встретиться чуть
скошенные вперед ребра головки цилиндров, пресс-масленка в картере для смазки кривошипа, отсутствие «автомата»
выжима сцепления и... обратный порядок включения передач.
Редакция благодарит Вадима ТРОСТЯНСКОГО и Виктора ВОЛКОВА (оба из г. Малоярославец) за предоставленные мотоциклы.