Страховым компаниям «окучивать» мотоциклистов супервыгодно. А они, глупые, думают иначе.
«Мотоциклы нам не нужны!»
У одной из самых крупных отечественных страховых компаний «РЕСО-гарантия» очень разветвленная
агентская сеть по всей России. Казалось бы, великолепные возможности для охвата достаточно многочисленной армии
российских мотоциклистов...
- Слишком легко мотоциклы угоняют, - рассказывал заместитель генерального директора «РЕСО-гарантия»
Игорь Иванов. - Милиция обычно их и не ищет. Кроме того, мотоциклы имеют свойство падать, а это влечет ремонт,
который страховщику стоит денег. Словом, с мотоциклами сплошные убытки... Да, у нас застраховано несколько
дорогих двухколесных машин, но они принадлежат VIP-клиентам. В случае, если кто-то решил застраховать у нас
свое имущество стоимостью в несколько миллионов долларов, то, естественно, мы включаем в перечень и любимый
мотоцикл. Но это - исключение, ведь чаще всего владелец мотоцикла - человек малообеспеченный и вряд ли он
вообще думает о страховке.
Во время разговора вошел Вадим Горко, старший управляющий по страхованию автотранспорта, он, оказалось, владелец
полуторалитрового Suzuki - о таком он мечтал с юности. (Я видел эту реальность во дворе здания фирмы рядом с
будкой бдительного охранника.) Вадим разделил и проиллюстрировал мнение коллег яркими примерами:
- Когда редакция одной из процветающих газет взяла Triumph, мы не смогли отказать в просьбе его застраховать.
На мотоцикл первый раз в жизни взгромоздился зам. главного редактора и, естественно, свалился. Облицовка -
вдребезги, еще кое-какие поломки. Его «катание» обошлось нам в 4700 долларов. Другой солидный
бизнесмен также обзавелся дорогой игрушкой - застраховали. Ее из запертого гаража сперли - опять мы понесли убытки.
Что-то подобное произошло еще с одним банкиром и его Yamaha, мало того, он за выплатами приходит по нескольку раз
в год... Но эти денежные потери компенсировались за счет других видов страхования тех же клиентов. А с обычными
за счет чего компенсировать?.. Вот потому с мотоциклистами и не работаем.
- А происходило ли что-нибудь нехорошее с вашим Suzuki?
- Он, конечно же, застрахован в нашей компании, с солидными скидками... Нет, мотоцикл у меня год, но ничего
дурного не случалось.
Не слишком ли много страшилок вспомнили страховщики? Или иначе: сколько истины в утверждении, что мотоциклы -
неинтересный «продукт» для компании? «В жилах» «РЕСО» течет 49% испанской
финансовой «крови», а один из ведущих членов совета директоров - испанец. На его родине какое-то
время назад, действительно, на несколько лет прекращали страховать мотоциклы, но теперь эта работа
возобновлена как перспективное направление.
Скажете: так это ж «у них»!.. Ладно, разберемся, что у нас.
Бизнес-план
Выгодным бизнесом страхование становится тогда, когда достигнет определенной массовости клиентуры - иначе
вылетишь в трубу. На одних VIP-клиентах рентабельности достичь невозможно (впрочем, как сказать... Но не о них
речь). Так вот, в первопрестольной зарегистрировано 46 000 мотоциклов, а с учетом твердой тенденции роста продаж
мототехники ее парк приблизится к полусотне тысяч уже через какие-нибудь полгода. 50 000 - разве не резевр для
массовости?.. Все они будут обязаны застраховать гражданскую ответственность, так что встреча страхагентов с
владельцами мототехники неизбежна. Вот и предложите мотоциклистам застраховать любимое транспортное средство.
Пусть согласится каждый десятый - это уже почти 5 тысяч договоров. И ведь согласятся. Но при соблюдении одного
условия. Учитывая, что цены на мотоциклы часто сопоставимы с ценами на автомобили, процентная ставка тех и других
должна быть также сопоставимой. На практике все не так.
Вот что рассказала сотрудник небольшой страховой компании «Дина» Татьяна Карыженская:
- Мы не говорим «нет» - застрахуем любой мотоцикл. Однако многие отказываются, когда узнают, сколько
придется выложить нашей компании в качестве взноса.
А другие в «Дину» по той же причине и вовсе не пришли. Понятно, почему. Страховой взнос за новый
легковой автомобиль Honda составляет 6,5% ее стоимости, а за байк Honda уже 8,13%! С какой стати больше? И клиента
не убеждает, что на рынке продавец (в том числе, страховых услуг) вправе устанавливать любые цены. «Устанавливайте
- но мы страховаться не желаем». А клиент - он и есть мерило рынка.