Призрак аутсорсинга. Модели скутеров и мотоциклов производимых в России.
Иван КСЕНОФОНТОВ
ЗАВОД ИМЕНИ ДЕГТЯРЕВА (ЗиД), Ковров
В лучшие годы на ЗиДе выпускали за год сотни тысяч мотоциклов, в 2006-м планируют собрать не более одной тысячи
единиц. Большую часть - при партнерском содействии китайской компании Lifan.
По сравнению с минувшим годом, который ознаменовался реорганизацией (на 50-м году существования) СКВ мототехники
и сокращением проектных работ по мототематике, в нынешнем намечается даже некоторое увеличение объема выпуска
и номенклатуры моделей. Приоритет - малокубатурной технике с 4-тактными моторами.
К успешно продававшемуся скутеру ЗиД-Lifan LF50QT-4 добавится более современная по «начинке» и
дизайну модель LF50QT-15 (с телескопической вилкой и передним дисковым тормозом). В классе «больших»
скутеров появилась модель LF150T-6 со 150-кубовым мотором и 13-дюймовыми колесами.
Для детей предназначены две модели ATV, одна - со скутерной трансмиссией и цепной передачей на ось задних колес,
другая - с механической коробкой передач (она с задним ходом), автоматическим сцеплением и карданной передачей.
Аутсорсинг используют и здесь, в Коврове. По этому принципу в ходовые ковровских мокиков «Пилот» и
«Актив» вставляют китайский мотор. Опыт удался, и его распространили на другие зидовские модели:
трехколесный грузовой «Пилот», способный перевозить до 100 кг груза, и детский квадрик
«Робинзон». У ATV «Тарпан» обновят трансмиссию: на смену устаревшему
«муравьевскому» заднему мосту придет редуктор с понижающей передачей, задним ходом и блокировкой
дифференциала. Обновят и резину: печально известные своей «дубовостью» ярославские шины заменят
на китайские - они значительно легче и эластичнее. В планах на 2006 год выпустить и опытную партию из 100
единиц «ЗиД-Курьер» с 200-кубовым 4-тактным китайским двигателем и литыми колесами.
Новая продукция - два квадрацикла с 250- и 400-кубовыми двигателями. Их полностью собирают из китайских
комплектующих. Они пока не сертифицированы, так что их появление следует ожидать во втором полугодии. Обе
машины - утилитарного назначения, с достаточной светотехникой и обширными багажниками. 400-кубовая модель
JS400 ATV полноприводная.
Определены перспективы выпуска дорожных мотоциклов ЗиД-Lifan с двигателями от 200 до 400 см3. Запуск их
производства зависит от того, насколько успешно пойдут продажи остальной продукции.
В партии скутеров LF150T-6 в ходе заводских испытаний специалисты обнаружили дефект в подшипниках рулевой
колонки, нестабильность работы задних амортизаторов. Причина - смежники укомплектовали подшипники «сырыми»
деталями, а в амортизаторах недопустимый разброс характеристик. В итоге во всех 150 скутерах пришлось
заменить дефектные комплектующие. Этот факт - свидетельство того, что на предприятии дорожат честью марки.
«С.МОТО», Санкт-Петербург
Компания продолжает понемногу осваивать производство 50-кубовой техники. В минувшем году на небольшом
конвейере собирали две модели «Пегаса» (мопед и мокик) с индийскими двигателями Ancur с
автоматическим центробежным сцеплением. Занимались и «отверточной» сборкой скутеров модели
LZX50QT (с 2- и 4-тактным моторами) китайской компании Zongshen. Общий объем производства не превысил
1000 единиц. Столько же планируют выпустить и в 2006 году. В новом году в сотрудничестве с одним из
предприятий Индии питерцы наметили подготовить производство двух моделей мопедов Cityflex. От Zongshen,
помимо обновленного 4-тактного скутера, поступят две скутеретты, одна из них весьма прогрессивной (по
китайским меркам) конструкции с современным дизайном, дисковыми тормозами на обоих колесах. Разрабатывается
договор с китайской компанией Lifan на поставку скутера LF50QT-15 (заметим, эту же модель будет продавать и ЗиД).
Основной профиль предприятия - производство комплектующих к дизелям Ярославского моторного завода. И вот
здесь расположился небольшой участок стапельной сборки мотоциклов.
Тутаевские квадрациклы «Рысь» - долгожители среди отечественных четырехколесников, они производятся
с 1996 года. В минувшем году выпустили около 150 машин моделей «Рысь-2». Они с ижевским мотором
водяного охлаждения, независимой 2-рычажной подвеской передних колес, многофункциональным задним мостом
с двухступенчатой коробкой передач (с реверсным ходом) и блокируемым дифференциалом. Мост - с короткоходовой
подвеской, на ижевских амортизаторах.
Причина долгожительства «Рысей» не в том, что они с какими-то выдающимися техническими
характеристиками, а в том, что стоят недорого. Цена же обусловлена малой численностью задействованного в сборке
персонала. И другое: здесь используют практически дармовые задние мосты, оставшиеся на складах еще с
перестроечных времен. При существующих объемах производства этих узлов хватит еще на год. Дальнейшие же
перспективы тутаевских квадриков туманны: или придется разработать новую модель, или поставить крест на мотопроизводстве.
Кстати, об ATV и прочих отечественных внедорожниках. В соседнем с Тутаевым Ярославле компания
«Автодизель-Сервис» свернула производство сходных по конструкции ATV АВДИС - их в 2005-м выпустили
26 единиц. Производство просуществовало год. На Гаврило-Ямском машиностроительном заводе «Агат»
(тоже неподалеку от Ярославля) разработан болотоход на базе выпускаемого мотоблока на шинах Бел-79, а также
«мотособака» - гусеничный буксировщик по снегу. Еще одну модель снежного «четвероногого»
под маркой «Райда» выпускают в Архангельске, в 2005 продали 800 штук.