Простые технические задания нередко приводят к очень непростым и нетривиальным решениям. Например: банальная
задача уменьшить высоту мотора родила схему системы смазки с сухим картером.
Современные двигатели настолько форсированы, что смазывать их «разбрызгиванием» можно, но недолго -
умрет Бобик. Масло во все важные узлы и агрегаты следует подавать принудительно под давлением, да еще и на
днище поршня распылять из форсунок - для его охлаждения. Нет в этом ничего сложного: помести маслозаборник в
картер, установи маслонасос с достаточной производительностью или несколько насосов - и радуйся результату.
Так обычно и происходит. Но до тех пор, пока не проявляются нюансы.
Сливная пробка «номер раз»...
Самый существенный - необходимость обеспечить постоянный приток масла в насос вне зависимости от положения
мотоцикла в пространстве. А ведь он наклоняется на угол до 80 градусов (кроссмены нередко наклоняют мотоцикл
почти горизонтально - когда в повороте опираются на бруствер), долго едет на заднем (переднем) колесе, по
кочкам да ухабам... Выход прост - сделай поддон мотора в виде колодца и помести маслозаборник на его дно.
Но не во всех случаях это - выход. Антропометрические данные человека таковы, что, как ни компонуй мотоцикл,
а седло выше, чем на метр, не поднимешь, и то в самых экстремальных случаях (скажем, в мотокроссе). Обычно же
сиденье фиксируют примерно на 80-сантиметровой высоте. Ниже его надо вписать и коленвал, и цилиндр, и головку
цилиндра, и маспозаборник, а иногда еще и воздушный фильтр, бензобак и система выхлопа упрямо навязываются им в компанию.
...и «номер два».
Возникает дилемма: либо клиренс делать 5-сантиметровым, либо седло располагать в метре от земли.
Можно попробовать отрезать сверху. На Kawasaki Vulcan 2000 использовали нижневальный мотор со штанговым приводом
клапанов для того, чтобы уменьшить высоту головки цилиндров, вообще не размещая там распредвалов.
«Харлеевские» моторы (кроме V-рода) скроены по такой же схеме. Но для спорта это решение не
применишь. Построить 4-5-клапанный штанговый мотор с красной зоной даже 10 000 оборотов в минуту - задача
практически невыполнимая: уж больно инертным получается весь механизм.
Значит, будем отрезать снизу. Возьмем колодец маслосборника и вынесем за пределы мотора. Изготовим высокий и
достаточно узкий маслобак, расположим его перед мотором (чтобы он еще и подрабатывал как маслорадиатор), нижний
патрубок свяжем с маслонасосом, обслуживающим все важные системы мотора, а в верхний патрубок другой насос
(расположенный на обычном месте в поддоне мотора, который теперь можно сделать менее глубоким) будет гнать отработавшее
масло. Масла в баке должно быть столько, чтобы оно служило страховкой от масляного голодания в моменты, когда
заборник «возвратного» насоса начнет оголяться и станет качать воздух. Вот и вся теория.
Когда будете снимать крышку маслофильтра, будьте
готовы к тому, что из-под неё потечёт масло.