Советы "Патологоанатома". Как определить причину поломки двигателя-двухтактника по внешнему виду деталей.
Двигатель заглох и больше не запускается? И коленвал не проворачивается даже кикстартером?
Отремонтировать его - полдела: нужно найти и устранить причину поломки, дабы история не повторилась.
Чтобы разобраться, что случилось, зачастую достаточно осмотреть детали разобранного мотора, в
первую очередь - поршень. Словом, «вскрытие покажет».
Ничего не случилось, но!
На днище поршня всегда есть отложения, и чем больший пробег, тем их слой толще, а цвет сочнее. В зависимости
от применяемого масла цвет нагара может меняться от бежевого до черного. Его состав - зола сгоревшего
масла, топливных присадок и сажа. Днище поршня нужно регулярно, хотя бы раз в сезон, чистить, ведь слой
отложений ухудшает отвод тепла, увеличивает степень сжатия (вызывает детонацию), а его раскаленные частицы
могут стать причиной калильного зажигания. Полезно отполировать наружную поверхность днища - в зеркало
нагару труднее вцепиться.
Смолистые отложения на боковой поверхности поршня состоят из продуктов окисления самого масла и следов
газов, прорывающихся из камеры сгорания. Их количество зависит от качества применяемого масла, его моющих
свойств и состояния колец. В идеале отложений не должно быть вообще.
Признак работы двигателя на «паленом»
масле - закоксовался подшипник коленвала.
Если масло - дрянь
Вы увидели, что задиры равномерно распределены по всей поверхности юбки поршня? Значит, залили в мотор масло
низкого качества или оно не подается вовсе. Еще один признак того, что масло никуда не годится, - густой
нагар в коренных и шатунном подшипниках.
Масла в моторе не было вовсе.
Если смазки в движке недостаточно, то со стороны впускного окна она еще хоть как-то, но смазывает поршень -
тогда задиры возникают главным образом со стороны выпуска. В этом случае характерно выглядит
«холодильник» поршня: на его поверхности, ближе к впуску, коричневая глянцевая пленка остается,
а со стороны выпуска «холодильник» матовый. Значит, масло сюда не доходит.
Смазки было слишком мало - и вот результат.
Двигатель перегревается и...
...перегревается поршень. И, как все физические тела, расширяется, а «надувшись», выдавливает
смазку из зазора между собою и цилиндром. В конце концов, его заклинивает в цилиндре... Это - последствия.
Но почему мотор перегревается, а? Давайте смотреть.
Если днище поршня черного цвета и без признаков ненормального сгорания (см. ниже в главе «Детонация»),
а задиры не только на юбке поршня, но и на кольцах, то сразу оцените, в порядке ли система охлаждения мотора.
Этот поршень испытывал слабый перегрев... ...а этот - сильный.
Но зачастую причина термотрагедии не в ней. Загляните в поршень изнутри: на его днище также увидите нагар.
У деталей, установленных не очень давно, в этом месте обычно лишь темное пятно. На поработавших подольше
поршнях или если они часто подвергались перегревам, здесь накапливается толстый слой нагара. Он, считайте, -
теплоизолятор, а значит, бензовоздушной смеси, циркулирующей в кривошипной камере, никак не удастся нормально
охлаждать поршень. У форсированных двигателей, которые часто работают с полной нагрузкой, такая термоизоляция
может стать причиной прогара поршня. Обычно он прогорает на участке напротив свечи или возле штифта верхнего поршневого кольца.
Прогар произошел из-за того, что перегревалось днище поршня.