КЛЕЙМЕНИЕ — нанесение особых знаков (так называемого клейма) — чаще всего букв и цифр на
наиболее важные детали мотоцикла: раму, двигатель, кузов и т. д., служащих для их распознавания.
Обычно К. производится на заводе-изготовителе с последующим занесением в РЕГИСТРАЦИОННЫЕ
ДОКУМЕНТЫ транспортного средства.
"КЛЕМАН" (CLEMENT) - одна из самых знаменитый марок эпохи начала моторизации. Француз
Адольф Клеман в 1897 году начал производство трициклов с одноцилиндровыми четырехтактными моторами,
позднее выпускал также двухколесные мотоциклы с одноцилиндровыми и двухцилиндровыми V-образными
двигателями. С 1901 года они продавались в основном под маркой "Клеман-Гладиатор". Уже
в двадцатых годах на этих мотоциклах использовались задние подвески с треугольным качающимся
маятником. Производство мотоциклов было прекращено в 1935 году.
КЛЕММА (нем. Klemme — зажим) — фрикционно-винтовое устройство для соединения деталей; обычно
посредством К. присоединяются к генератору, аккумулятору или электроприборам провода, по которым
идут большие токи. В других случаях чаще используют соедине ния посредством ШТЕККЕРОВ.
Клемма
КЛЕЩЕВОЙ ТОРМОЗ - разновидность механического ТОРМОЗА, в котором тормозные колодки приводятся в
действие рычажным механизмом, действующим по типу КЛЕЩЕЙ. К.Т. имеет ограниченное применение, поскольку,
несмотря на простоту, уступает по надежности и эффективности тормозам с гидравлическим или
винтовым механическим приводом.
КЛЕЩИ — рычажный инструмент в виде щипцов для захвата и выдергивания гвоздей. Как возимый
мотоциклетный инструмент К. используются редко, чаще их можно найти в гаражах и шиноремонтных мастерских.
"КЛИВЛЕНД" (CLEVELAND) - Американская фирма, начавшая в 1915 году производство
недорогих мотоциклов с 270-кубовыми одноцилиндровыми двухтактными моторами. Слава пришла к этой
компании только в 1925 году, когда она освоила выпуск роскошных машин с рядными четырехцилиндровыми
двигателями, конструктивно подобными произведениям Билла Хендерсона. Начавшийся в 1929 году
экономический кризис поставил точку и на производстве этих машин, и на истории компании.
"Кливленд".
КЛИН — простейшие орудие с рабочими гранями в виде наклонных плоскосгей, бывает односкосным
и двухскосным. Угол наклона граней К. можно выбрать таким, чтобы он не выжимался обратно под
действием поперечных сил [так называемый самотормозящийся К.). К. используется в качестве режущего
инструмента (например, ЗУБИЛО) или <ак деталь КЛИНОВОГО СОЕДИНЕНИЯ. В обиходной речи К. часто
называют ЗАКЛИНИВАНИЕ (аварийную остановку) деталей или механизмов.
КЛИНКЕР (англ, и нем. Klinker) — кирпич установленных размеров, часто использующийся для мощения
мостовых. К. является разновидностью КАМНЯ ДОРОЖНОГО, получается он обжигом до спекания из
специальных глин. Управление мотоциклом в дождь на К. мостовых требует повышенной осторожности.
"КЛИНО" (CLYNO) - английская фирма, выпускавшая мотоциклы с 1911 года. Модельный
ряд простирался от 270-кубовых мотоциклов с одноцилиндровыми двухтактными моторами до
925-<убовых с четырехтактными V-образными "двойками". Часть мотоциклов К.
поставлялась и в царскую армию. После первой мировой войны компания занялась также производством
автомобилей, и в 1924 году новая продукция окончательно вытеснила мотоциклы.
"Клино 750" 1913 года.".
КЛИНОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ - разъемное соединение двух деталей машин с помощью КЛИНА. Достоинство К.С. —
простота конструкции и, сравнительно с соединением посредством БОЛТОВ, быстрота сборки и разборки.
Недостатки — ударный характер сборки и неизбежный перекос соединяемых деталей.
Клиновое крепление шатунов педалей у мотовелосипеда "Пегас".
КЛИНОВОЙ РЕМЕНЬ - прорезиненный ремень трапецеидального сечения, применяемый в КЛИНОРЕМЕННОЙ
ПЕРЕДАЧЕ. Наружный (растянутый) слой К.Р. состоит из нескольких рядов прорезиненной ткани и
КОРДА; внутренний (сжатый) слой выполнен из резины, хорошо сопротивляющейся сжатию. Для повышения
гибкости К.Р. его внутренний слой часто имеет небольшие полукруглые поперечные впадины.
КЛИНОРЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА - передача мощности при помощи КЛИНОВОГО РЕМНЯ и желобчатых шкивов.
Достоинствами К.П. является большое передаточное отношение (до 1:7), мягкость и бесшумность в
работе. Применяется на автомобилях и некоторых мотоциклах для привода вспомогательных агрегатов
(генератора, вентилятора, водяной помпы и т.д.). В качестве вторичной передачи на мотоциклах
К.П. недолго применялась в начале века, вытеснив ПЛОСКОРЕМЕННУЮ ПЕРЕДАЧУ, уступив затем место
ЦЕПНОЙ и КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧАМ. К.П. является незаменимой в КЛИНОРЕ-МЕННЫХ ВАРИАТОРАХ.