Строго говоря, для путешествий подойдет любой мотоцикл - от 50-кубовых скутеров до скачущих с континента
на континент «блэйдов» и «эрок». Но в пути хочется удобств... Итак, заказываем.
Двигатель - с запасом мощности. Энергоемкие подвески с регулировками. Большой обтекатель - защититься от
ветра и грязи. Кофры для поклажи. Навигационная система. Музыкальный центр. Плюс интерком. Перина,
сауна, массаж?.. Обойдетесь.
Если душа взыскует комфорта любой ценой, берите люкс-турер (см. их обзор в «Мото», № 6-2006) -
он идеально приспособлен для дальнобоя. Но только для него. Более универсальны спорт-туреры. Эти менее
помпезны, в том числе размерами, а потому более приятны в вождении. Они содержат даже некую спортивную
нотку. И подходят и на роль «мотоцикла на каждый день» - тем более что у подавляющего
большинства моделей кофры съемные, а без них лавирование в городской толчее труда не составит.
Современные спорт-туреры разнообразны. На одном полюсе - те, что вплотную примыкают к люкс-турерам. Таков
BMW R1200RT ($26 500). Его оппозитный 2-цилиндровый двигатель мощностью 110 л.с. оборудован снижающим
вибрацию балансирным валом и датчиком детонации. В стандартную комплектацию входят боковые багажные кофры
(емкостью по 32 л), интегральная тормозная система с АБС, иммобилайзер. По заказу мотоцикл можно
укомплектовать подвесками с электронными регулировками характеристик, подогревом рукояток руля и седла,
навигационной и противоугонной системами, музыкальным центром, задним багажным кофром емкостью 28 или 49 л.
В R1200RT широкие возможности регулировки высоты ветрового стекла (в пределах 140 мм) и седла (диапазон,
с учетом заказа седла пониженной высоты, - от 780 до 840 мм).
Практически те же «надстройки» в другой баварской модели - BMW K1200GT ($29 400). Но
«механика» здесь совершенно другая - рядный 4-цилиндровый двигатель мощностью 152 л.с.,
установленный поперечно в диагональную алюминиевую раму.
Мало в чем уступает по оснащению немецким турерам японская Yamaha FJR1300A ($21 000). Рядный 4-цилиндровый
двигатель мощностью 143,5 л.с. размещается в диагональной раме из алюминиевого сплава, привод на колесо -
карданом. В стандартное оснащение входят интегральная тормозная система с АБС, боковые багажные кофры.
Высота седла изменяется в пределах 20 мм, руль передвигается вперед-назад, высоту ветрового стекла можно
отрегулировать в диапазоне 120 мм. На модификации FJR1300AS ($23 000) применена электронная система
автоматического выжима сцепления - с нею передачи переключаются нажатием кнопок на руле.
«Свежая» версия «упакованного» спорт-турера из Италии - Moto Guzzi Norge 1200
(от $20 800). Как и у всех мотоциклов этой марки, 2-цилиндровый V-образный двигатель установлен продольно
в стальную дуплексную раму, привод - карданным валом. В оснащение входят интегральная тормозная система с
АБС, подвески с регулировкой предварительного поджатия пружин спереди и сзади (задний амортизатор снабжен
еще и регулировкой гидравлики отбоя). Машину выпускают в четырех вариантах оснащения. У базового
«Т» - регулировку высоты ветрового стекла проводят вручную, у модификации «TL» -
электроприводом. Версия «GT» оборудована более надежной защитой от ветра и грязи, подогревом
рукояток руля. Топ-модель «GTL» укомплектована спутниковой навигационной системой и верхним кофром.
Вторая группа спорт-туреров - мотоциклы, в которых «спорта» уже больше, чем «туризма».
Как правило, у них более спортивная посадка водителя, обтекатель уменьшенной лобовой площади, привод на
колесо не карданом, а цепью, багажные кофры входят лишь в заказную комплектацию. Одна из самых популярных
моделей этой группы - Honda VFR ($18 000). В его конструкции немало интересных технических решений:
V-образный 4-цилиндровый двигатель мощностью 109 л.с., относительно скромный (782 см3) рабочий объем
которого компенсирован системой «переключения» числа клапанов (на малых оборотах двигатель
работает как 2-клапанный, дополнительная же пара включается в работу на высоких оборотах), крепление
маятника задней подвески - к картеру силового агрегата, консольное крепление заднего колеса. Мотоцикл
оборудован интегральной тормозной системой, по заказу - АБС.
BMW R1200ST ($21 700) - фактически облегченный вариант турера R1200RT. У него тот же 110-сильный двигатель
и столь же широкий список заказного оснащения (в том числе система электронной регулировки подвесок и
навигационная). Разница - в нем гораздо более компактный обтекатель и поскромнее базовое оснащение (скажем,
АБС только по заказу), за счет чего меньше не только цена, но и масса машины - на целых 24 кг.
Представитель итальянского авангарда - Ducati ST3 ($17 800). У машины 1000-кубовый 2-цилиндровый двигатель
жидкостного охлаждения мощностью 107 л.с., передняя вилка - Showa перевернутого типа, с регулировкой
поджатия пружины, полностью регулируемый амортизатор задней подвески Sachs. У модификации ST3s ($19 600) -
полностью регулируемая вилка Showa с покрытием трущихся поверхностей нитридом титана, амортизатор задней
подвески - Ohlins, тормозная система - с АБС.
В племени спортбайков две категории машин также можно причислить к спортивно-туристическим. Прежде всего,
это «пожиратели пространства» - гипербайки. Правда, некоторые знатоки ехидно утверждают, что
к «туристическим» их причислит лишь тот, кто сам на них никогда не ездил. Нечего язвить: многие
владельцы «гиперов» накатывают на них по несколько десятков тысяч км за сезон (даже за такой
короткий, как у нас).