Место штатного занял «полнощекий» - так его называют из-за того, что его щеки без балансировочных
отверстий. Коленвал уравновешен углублениями на внутренней поверхности. Щеки гладкие - значит, топливо-воздушная
смесь в кривошипной камере создаст меньшее сопротивление вращению. Но встречаются и другие. Например,
балансировочные отверстия могут быть закрыты пластмассовыми вставками - так уменьшают объем кривошипной камеры,
значит, повышают в ней степень сжатия. В результате улучшается продувка цилиндра и двигатель лучше работает
на больших оборотах. Но первый вариант ощутимо дешевле, и мы остановились на нем.
В верхней головке шатуна «полнощекого» коленвала просверлены два отверстия. Они для того, чтобы
лучше смазывался игольчатый подшипник.
Быстроходный подшипник коленвала с сепаратором из полиамида.
Этот коленвал с еще одной особенностью... Форсированному мотору нужна интенсивная смазка. В верхней головке
шатуна обычных валов сверлят только одно отверстие для смазки игольчатого подшипника поршневого пальца, а
иногда отверстия и вовсе нет. В шатуне выбранного нами коленвала отверстий аж два! Прорези для смазки в нижней
головке тоже большего размера. А то, что головки при этом немного ослабли, изготовитель скомпенсировал более
прочным, но, увы, дорогим материалом шатуна.
Коленвал теперь вращается в специальных быстроходных подшипниках: у них на один шарик меньше, чем у обычных.
А бывает, что и на два. Поэтому и сопротивление вращению меньше. Отсюда коленвал вращается быстрее, и, как
следствие, возрастает мощность мотора.
Сепаратор изготовлен из полиамида - он немного легче стального в обычных подшипниках. Отсюда дополнительная
прибавка оборотов. И еще одно его важное свойство: если такой сепаратор разрушится, его осколки размалываются в
безобидную пыль. Достаточно промыть двигатель, заменить подшипник - и снова вперед! А ведь вспомним, что
обломки стального сепаратора обычно повреждают другие подшипники коленвала: попав в окна цилиндра, они ломают
поршень и кольца, корежат рабочую поверхность цилиндра.
У штатного коленвала балансировочные впадины создают дополнительные завихрения в кривошипной камере. В
верхней головке шатуна только одно отверстие.
Но есть у таких подшипников и недостаток. Раз шариков меньше, значит меньше их суммарная опорная поверхность и
больше расстояние между ними. Потому-то они не любят ударных нагрузок. А те непременно возникают на сравнительно
малых оборотах, характерных для работы штатного мотора скутера с максимальной мощностью при 5-7 тыс. об/мин.
Подобного рода подшипники можно устанавливать только на форсированные по оборотам двигатели - те, у которых
максимальная мощность достигается при частоте вращения коленвала свыше 9000 об/мин. Часто при форсировке,
достигающейся только за счет увеличения рабочего объема, но при сохранении прежних оборотов, мы, наоборот,
вместо облегченных подшипников с пластиковым сепаратором устанавливаем массивные - со стальным.
В верхней головке шатуна «полнощекого» коленвала просверлены два отверстия. Они для того, чтобы
лучше смазывался игольчатый подшипник.
Системы питания и выпуска
Воздушные фильтры бывают самых разнообразных форм и размеров. Многие пользователи убеждены, что чем больше размер
фильтра, тем меньше он создает сопротивление проходящему сквозь него воздуху. На самом деле все это очень
условно. Тот, что мы выбрали, - компромисс между габаритными размерами и пропускной способностью.
Этот компактный воздушный фильтр обладает достаточной пропускной способностью, он хорошо очищает воздух.
Рабочий объем мотора стал большим, обороты увеличились - значит, нужен карбюратор с большим диаметром диффузора.
И место штатного карбюратора с диффузором на 12 мм занял другой, 19-миллиметровый. Он комплектуется
механическим пусковым обогатителем. Да, электрический автомат в эксплуатации намного удобнее, но стабильность
его работы оставляет желать лучшего. А форсированный мотор погрешностей в приготовлении смеси не простит.