Уход за велосипедом
Главной, наверное, причиной написания этой статьи послужил тот факт, что мне постоянно
задают один и тот же вопрос: "Как ухаживать за велосипедом?" Обычно, отвечая на него, я
рассказываю, как я сам ухаживаю за своим байком, но рано или поздно набирать ответ каждый
раз на клавиатуре или рассказывать одно и то же надоедает. Вот почему я решил изложить
свой опыт на бумаге.
Вообще, стоит сказать, что тема ухода за велосипедом, способы мытья, смазки и т.п. - вещь
очень популярная в байкерском интернет-сообществе. Многие готовы до хрипоты спорить в форумах
(чатах, аське) о том, что цепь нужно проваривать в смазке, а не пшикать на нее тефлоном и
т.д. На мой взгляд, истины в последней инстанции здесь не существует, есть целый ряд способов
ухода, одни, вероятно, лучше, другие хуже, но ясных методов объективного измерения этого не
существует. Поэтому вам придется смириться с тем, что в этой статье я расскажу о том, как
нравится ухаживать за байком мне. Надеюсь, что ему (байку) это тоже нравится ;-)).
Чистка
Прежде всего надо сказать, что байк, как и любое механическое изделие, любит чистоту. Его
нужно периодически любовно мыть и чистить. В идеальном варианте - после каждой поездки, но это,
конечно, малореально. Я обычно делаю это из каких-то субъективных ощущений, здесь самое главное -
чтобы достаточно чиста была ходовая часть (звезды, цепь); чистота рамы более относится к эстетике и
вашему вкусу ;-). Естественно, что байк нужно обязательно мыть после грязных, мокрых, грязевых покатушек.
На мой взгляд, идеальный способ мытья байка - струей воды из мойки Karcher, но это реально только
когда у вас свой дом, или, в крайнем случае, если вы живете на первом этаже. Я живу на 7 этаже в
обычной квартире, и поэтому байк я мою в ванне. Здесь присутствует определенный момент отношений
с сожителями по квартире; так как я живу вдвоем с женой, которая также является поклонницей
велосипеда, у меня проблем здесь не возникает. Так вот, я снимаю с байка колеса и ставлю его вверх
ногами в ванну, при этом седло - на ее дно, а грипсы - на бортики, руками счищаю и выкидываю крупные
комья грязи и траву, чтобы не забивать канализацию, а потом достаточно сильной струей из душа, помогая
себе жесткой щеткой с пластиковой щетиной, смываю всю грязь. Fairy здесь очень к месту. Не стоит
направлять прямую струю воды в пазы каретки и рулевой - если туда попадет вода, она, скорее всего,
останется там надолго, а ничего хорошего это не сулит. Также надо сказать, что если вы только что
приехали с покатушек в холодную погоду, стоит дать байку прогреться, или придется мыть его прохладной
водой - резкие температурные колебания не пойдут на пользу вашему любимцу. Колеса я мою отдельно, здесь
никаких тонкостей нет, только опять же, не направляйте струю воды внутрь втулок.
Ходовая. Ходовая часть велосипеда, к которой можно отнести систему, кассету и цепь (плюс, если
есть, успокоитель цепи), подвержена стойким загрязнениям: здесь отлагается трудновымываемая смесь
смазки, которую вы наносили (надеюсь) на цепь и грязи. Чтобы снять эту гадость с цепи, я применяю
специальную машинку для чистки цепи, приобретенную у Гены Оленевода за $7; за сравнимые деньги
ее можно приобрести в Сокольниках. В машинку я наливаю немного Fairy и немного воды - чем горячее,
тем лучше. Как ей пользоваться, объяснять не стоит, это понятно, скажу лишь, что в ванной это
делать удобнее всего. Вы ужаснетесь тому количеству грязи, которое сойдет с цепи после этого!
Звезды же приходится чистить с помощью той же пластиковой щетки и Fairy. Кстати, надо сказать, что
для этого неплохо подходят щетки с ручкой голубого цвета, продаваемые в IKEA, кажется по 30 р. за
пару. Да, еще, не пытайтесь использовать более дешевые моющие средства, например Dosia - чудес не
бывает, и они действуют намного хуже Fairy.
Смазка
Смазывать нужно только чистый байк. Это, по-моему, аксиома. После мытья нужно, чтобы смазываемые узлы
высохли. Как правило, для этого достаточно пары часов. Еще есть такая аксиома (ну или почти) - нельзя
использовать на байке такую смазку, как литол и прочие литийсодержащие смазки. Дело в том, что
содержащийся в них щелочной металл литий каким-то плохим образом влияет на алюминий, которого в
современном байке предостаточно. Об этом, кстати, указано в сервисных инструкциях к вилкам Rock Shox.
Ходовая. Наиболее часто в байке следует смазывать ходовую часть, а, точнее, цепь; звезды мазать
незачем. Пожалуй, именно это и вызывает наиболее ожесточенные споры среди обитателей форума. Вот
какие предлагаются варианты: снятие цепи (для этого лучше подходят цепи фирмы SRAM с замочком) и проварка
ее в солидоле либо другой густой смазке; непосредственная смазка графитовой или другой густой смазкой;
нанесение более жидкой смазки - минерального, трансмиссионного масла и т.д.; брызгание двухкомпонентной
смазкой из баллончика (тефлоновой, силиконовой) и т.д.
У каждого из этих способов есть свои плюсы и минусы. Какой-то из методов сложен, но смазка долго остается
на трущихся частях, другой - напротив, прост и не отнимает много времени, но результат не слишком хорош.
На мой взгляд, каждый сам путем проб и ошибок подберет себе оптимальный способ смазки цепи. Я раньше
применял тефлоновую двухкомпонентную смазку в аэрозоле. Эта смазка (AB-80) содержит летучий растворитель
и тефлон, который и уменьшает трение, когда испаряется растворитель. Данный способ смазки хорош своей
простотой: побрызгал из баллона на цепь (следя за тем, чтобы струя не попала на другие узлы байка,
особенно обода), дал высохнуть минут 15 и можно ехать. Оперативно, но смазки хватает, по моему опыту,
ненадолго: километров через 40 цепь начинает противно журчать. Зато в мокрую погоду почти не липнет грязь.
Велосипеды вы можете подобрать и купить у нас.