Дисковые тормоза велосипеда
Идея дискового тормоза проста. На втулке колеса слева, рядом со спицами закреплен
стальной диск. С помощью достаточно примитивного устройства к вращающемуся диску
справа и слева прижимаются колодки. Чем сильнее прижаты колодки, тем больше сила
торможения. Колодки из того же абразивного материала, как у "Жигулей", "Ямах" и
прочих "BMW", и в этой малости существенное отличие дискового тормоза от ободного.
Обода, кроме редких исключений, делают из алюминия и конструкторам, приходится
изощряться, подбирая для колодок хитрые композиции, которые не слишком сильно терли
бы обод, но хорошо тормозили. Абразивные колодки сотрут обод мгновенно, а стальной
диск может работать годами. Стальные диски обычно имеют диаметр от 140 до 200 мм.
Устройство
Дисковые тормоза представленные на рынке относятся к одному из трех типов:
- Гидравлические;
- Механические;
- Гибридные.
Устройство гидравлических тормозов очевидно. Управляющий цилиндр с поршнем размещен
в тормозной ручке на руле. Силовой цилиндр (могут быть и два) приводит в действие
тормозные колодки. Соединены они специальным высокопрочным рукавом. Вся система
герметична и заполнена жидкостью (маслом). Для наглядности можно вспомнить родную
школу и описание гидравлического пресса. Один к одному. В подавляющем большинстве
эти гидравлические системы (Г.С.) не имеют расширительного бачка, поэтому ремонт
и замена масла требуют навыка и, нередко, специальных инструментов.
Конструкция механических дисковых тормозов не сложнее. Как в обычном, (ви-брейк,
кантилевер), трос тянет приводной рычаг, и простенький механизм прижимает тормозные
колодки к диску. Механизмы не слишком изощрены и разнообразны. Это или многозаходный
ходовой винт, как в кран буксе домашнего водопровода, клин или кулачёк. Клин и
кулачёк близкие родственники, только один перемещается, другой поворачивается вокруг
оси. Трос и колодки совершают движение в разных, взаимно перпендикулярных плоскостях
и другие решения сделали бы механику чрезмерно сложной.
Гибридные, очевидно сочетают механику и гидравлику в одном флаконе. Трос, посредством
рычага, воздействует на гидравлическую часть целиком расположенную в корпусе тормоза,
и состоящую из двух цилиндров (управляющего и силового), и небольшого объема масла
между ними.
Плюсы и минусы
Плюсы и минусы понятия относительные, плавающие. Дисковые тормоза можно сравнивать
с другими типами тормозов, а можно между собой.
Тормоза вообще бывают: клещевые, кантеливерные, векторные, гидравлические ободные,
роллерные. Все кроме роллерных воздействуют на обод колеса и носят, поэтому гордое
название "ободных". Роллерные закреплены слева на втулке колеса, их принцип
действия такой же, как у барабанных тормозов на любом авто или мото, разумеется,
с некоторыми конструктивными отличиями. Останавливаться на них детально сейчас не
будем. Появились они несколько лет назад и должны были составить конкуренцию всем
остальным, и в первую очередь дисковым, но слишком большой вес, габариты
несовместимость с большинством амортизационных вилок и возможность небольшого
обратного вращения колеса при зажатом тормозе ограничили их применение группами
"NEXAVE", "NEXUS" и соответствующими велосипедами.
Действующие на шину и обратным вращением педалей на заднюю втулку типа "Торпедо"
рассматривать не будем.
Велосипеды вы можете подобрать и купить у нас.