Пан или пропан? Оснащение скутера пропаном.
Андрей ЕЛИСЕЕВ, специалист по
топливной аппаратуре фирмы Rezol Autogas
Зачем я все это затеял? Скорее из любопытства. А теперь понял, что извлек и выгоду: сжиженный газ сейчас вдвое
дешевле, чем 95-й бензин. Да и двигатель на моем Suzuki Burgman стал работать мягче.
На АЗС можно залить в бак какую-нибудь бурду: в бензине могут оказаться вещества, которыми повышают октановое число
топлива - тетраэтилсвинец (он ядовит для человека) или фероцены (они за считанные километры угробят свечи). А в
газе не бывает ни того, ни другого. Да и зачем повышать его октановое число? У пропан-бутана оно и так в пределах
98-102. Хотите еще выше? Тогда катайтесь на метане - у него 115 единиц! Свечи служат вдвое дольше, чем даже на
самом лучшем бензине. А о том, что смолистых отложений при его сгорании почти нет, мне подсказал цвет моторного
масла: если раньше оно бывало почти черным, теперь его цвет практически не меняется. Катализатору тоже
«живется легче» - на «газированных» автомобилях он служит вдвое дольше.
Но есть у газа и минусы. Бензин поступает в двигатель в виде жидкой пыли, а она занимает меньший объем, чем
газ. Значит, «на газу» в цилиндр попадет меньше топливовоз-душной смеси, а от этого, сами понимаете,
снизится максимальная мощность. Правда, существуют системы топливной аппаратуры, которые впрыскивают жидкий
пропан-бутан. С ним мощность не падает. Теплотворная способность газа меньше, чем бензина. Значит, подавать его
в двигатель нужно больше, процентов эдак на десять. Отсюда и больший расход топлива на единицу расстояния.
Детали газового оборудования: 1 - провод от датчика температуры охлаждающей жидкости; 2 - выходной штуцер для газа;
3 - штуцеры, на которые подается разрежение из впускного коллектора; 4 - регулировочный винт; 5 - штуцеры для подвода и
отвода охлаждающей жидкости; 6 - редуктор; 7 - предохранительный клапан; 8 - разъем управляющих сигналов форсунок; 9 -
разъем датчика температуры газа внутри рампы; 10 - блок управления; 11 - штуцер, в который поступает газ из редуктора;
12 - рампа; 13 - датчик давления газа, выходящего из редуктора; 14 - штуцеры, по которым газ идет из рампы в коллектор;
15 - штуцеры, которые вкручиваются во впускной коллектор; 16 - топливный фильтр.
Выхлоп мотора стал чище. Не в разы, конечно, но даже простейший карбюраторный двигатель после перехода на пропан-бутан
без дополнительных переделок тут же вписывается в нормативы Евро-1. Burgman с его электронным впрыском и катализатором
соответствует Евро-2. Его можно довести и до Евро-3... И еще есть у газового топлива одна особенность. Нельзя тупо
сравнивать содержание СН в выхлопных газах двигателей, работающих на разных топливах: не все углеводороды одинаково
вредны. Смесь пропана и бутана почти не содержит тяжелых фракций, которые при сгорании преобразуются в ядовитые вещества
и канцерогены. Байкеры обычно не вникают в аспекты экологичноего выхлопа, мне же приятно сознавать, что выхлоп моего
скутера гораздо чище, чем у других.
Эмулятор подключается к штатным «мозгам» скутера и не дает им «сойти с ума», когда при переходе
на газ отключаются бензиновые форсунки.
Теперь о том, как я газифицировал Burgman. В скутере свободного места для установки системы немного, но для современного
компактного оборудования найдется. 6-литровый баллон, например, прекрасно поместился в верхнем кофре. Скажете, высоковато?
Повышается центр тяжести?.. Через 5-10 км езды я об этом и думать перестал - приноровился.
Подачей газа управляет специальный контроллер. Электроника определяет температуру воздуха, двигателя, редуктора и
рампы, давление газа на участках до и после редуктора, разрежение в коллекторе (самый важный параметр!), а тахометр дает
сведения об оборотах коленвала. Контроллер «советуется» со штатным блоком управления двигателем, и они
«сообща решают», какие форсунки включать (бензиновые или газовые) и в каком режиме им работать.