Ох, тяжело было любительницам велоспорта в XIX веке! Радость от захватывающих дух покатушек портила одна досадная
неприятность - одежда. И хорошо, что есть на свете генератор идей, благодаря которому многие проблемы, связанные
с катанием на велосипеде, были устранены.
Если вам еще непонятно, о ком идет речь, то не будем больше темнить - это женщины. Бедные, бедные аристократки конца
XIX века! Сначала мужчины решительно отказывались подпускать их к велосипеду. "Эксперты" в области моды и медицины
(конечно же, представители сильного пола) утверждали, что женщина и велосипед несовместимы. Но слабый пол проявил
настойчивость и к концу позапрошлого столетия добился своего: женщина на вело уже не вызывала шок у добропорядочной публики.
Конечно же, ни одна из современных велобайкерш не согласится на те испытания, которые выпали на долю ее предшественниц.
Представительнице слабого пола в то время надлежало носить длинное платье, закрывающее лодыжки. Ну как, скажите на
милость, в таком наряде ездить на велосипеде? В 1894 г. случилось чудо: в продажу поступили первые велокостюмы. Женщины
дали понять, что велопрогулки им нравятся, и, в общем-то, их мало волнует мнение окружающих.
Законодатели моды поиздевались над поклонницами велосипеда по полной программе. Согласно журналу для "истинных леди",
шерстяное (!) платье должно было закрывать все тело. Как вы понимаете, рассекать в подобном облачении в летнюю жару -
ни с чем не сравнимое "удовольствие". Конструкция костюма позволяла превратить юбку в "элегантные" брюки, т. е. закрепить
подол вокруг лодыжек. Но, сойдя с велосипеда, платье следовало сразу же привести в подобающий женщине вид. "Только такой
костюм способен сохранить здоровье и благопристойность", - гласила реклама.
Ездить стало лучше, ездить стало веселее. Но женщины решили не останавливаться на полпути и потихоньку начали переодеваться
в брюки. Поначалу они выглядели как нечто среднее между юбкой и шароварами. Широкие штанины, как и юбку, приходилось закалывать
у лодыжек. Тем не менее, преимущества брюк были очевидны. Вот что писала одна из велосипедисток в популярном женском
журнале: "Если мне придется вернуться к ношению юбки при езде на велосипеде, я брошу это занятие совсем. Я никогда не
забуду страдания, которые мне пришлось пережить в связи с травмой руки. А виной всему была моя юбка. Прошлым летом мы с
друзьями ехали против сильного встречного ветра. Он намотал подол моего платья на педаль, я упала и сломала руку. Это
событие вывело меня из строя на 6 недель. Тогда я решила, что если моя рука вообще заживет, я в жизни не надену юбку для
езды на велосипеде - только брюки! Я сдержала свое обещание, и рада сообщить, что никогда не получала такого удовольствия
от покатушек. Я въезжаю на горки, о чем не могла мечтать раньше. Моя скорость увеличилась вдвое…"
Шаровары образца 1894 г. - это, конечно, не велошорты, но маленькая революция в велокультуре уже свершилась.
Современный велокостюм - продукт высоких технологий. Новое время выдвигает совершенно иные требования не только к специализации
одежды, а и к материалам, из которых эта одежда шьется. Все нижеперечисленные материалы используются в экипировке байкера
(велошорты, веломайки, велокуртки…).
Материалы
Sympatex High 2 Out - представитель нового поколения "дышащих" материалов. Благодаря оригинальной мембранной системе,
непроницаемой для дождя и ветра, и особому впитывающему слою обеспечивает вдвое (!) лучшую (по сравнению с привычными
Sympatex покрытиями) вентиляцию. Ткань поддерживает терморегуляцию и отвечает самым строгим требованиям к комфорту в
экстремальных условиях. Sympatex Professional - 100% водонепроницаемый, абсолютно непродуваемый, но "дышащий" легкий высококачественный материал,
обеспечивающий в равной степени и надежность, и комфорт. Cordura - прочная легкая практичная современная ткань. Даже у самой тонкой разновидности Cordura износостойкость в
2 раза выше, чем у нейлона. Keprotec - современный материал, который отличается огромной прочностью на разрыв и устойчивостью к абразивному воздействию.
Уже несколько лет славится как лучший защитный материал. Используется там, где требуется высочайшая защита в сочетании с
легкостью движений. Hytrel - это водонепроницаемая и непродуваемая мембранная ткань, обеспечивающая исключительные сухость и комфорт. В
то время как другие мембраны удаляют испарения через микроскопические отверстия, Hytrel обладает изумительной способностью
абсорбировать влагу и испарять снаружи. Sinchi - суперновое волокно. Этот водонепроницаемый и "дышащий", эластичный, очень ноский и надежный материал полностью
защищает от дождя и ветра, легко отчищается и быстро сохнет. Husky - флис из высококачественного полиэстрового волокна. Ткань - мягкая на ощупь; она не требует специального ухода
и имеет хорошую вентиляцию. Sprintnit - различное строение волокон внутренней и внешней поверхностей этой ткани обеспечивают оптимальное удаление влаги. Atmos - новый 2-слойный вязаный материал. За счет разного состава внутреннего и внешнего слоев прекрасно отводит
избыточную влагу от тела. CoolMax - не хуже справляется с этой задачей. Он высыхает быстрее, чем любой другой материал. (Полное высыхание
одежды - менее чем за 30 мин.: хлопчатобумажная ткань за это время станет лишь полусухой). Meril - ткань из микроволокна; очень напоминает хлопчатобумажную, но лучше отводит влагу и быстрее сохнет. Tactel - материал, внутренний слой которого отводит влагу к внешнему, где она эффективно испаряется. Мягкий,
надежный и неприхотливый. Pittards - это особым образом обработанная кожа с уникальной структурой поверхности: специальные канавки обеспечивают
удаление влаги. Перчатки из такой кожи не будут скользить по рулю даже в самую сырую погоду.
Слой за слоем
Особенностью велосипедной одежды является многослойность. Велосипедист комбинирует слои с целью повышения комфорта и эксплуатационных
качеств одежды в различных погодных условиях.
Базовый, плотно прилегающий к телу, отводит влагу и испарения, чтобы не допустить его охлаждения. Второй слой абсорбирует влагу с
поверхности первого и является изолятором, сберегающим тепло тела. (Обычно используется быстросохнущий материал - такой, как шерсть
или флис). Третий, внешний, защищает тело от холода, дождя и ветра, обеспечивая при этом прекрасную вентиляцию и отводя испарения
наружу. Все три слоя призваны взаимодействовать между собой, благодаря чему велосипедист будет чувствовать себя комфортно в любую погоду.
Специализированная одежда разрабатывается с учетом специфики езды на велосипеде и погодных условий. Всю ее можно разбить на
несколько основных типов.
Во-первых, одежда для активного катания: скоростная езда по шоссе, кросс-кантри… В теплую погоду это обычно велошорты (или велоштаны) и
веломайка. Она может быть не только майкой, но и футболкой (с коротким или длинным рукавами). Кроме этого, встречаются такие
экземпляры, как велокомбинезон - совместный комплект веломайки и велошорт. Для большего комфорта в седле штанишки обычно делаются
со специальной прокладкой-памперсом. За счет того, что они надеваются на голое тело, уменьшается вероятность натирания кожи. Для
более холодной погоды предназначены утепленные велорейтузы и различные куртки. В велокуртках есть свои модельные особенности: такие,
как капюшон, проклеенные швы, стяжки пояса, карманы и т. д. Контрастное сочетание ярких цветов в одежде и применение полотна со
световозвращающим рисунком (отражает свет фар автомобиля) делают велосипедиста на дороге более заметным, а соответственно, значительно
повышает безопасность езды. Велокуртка должна быть легкой, компактной и прочной.
Второй тип - это одежда для MTB; помимо своих основных функций, она защищает велосипедиста.
Первые 2 типа объединяет то, что они в основном рассчитаны на активное движение и подразумевают большой расход энергии. В них можно
замерзнуть, резко остановившись после энергичной езды.
Третий тип - для повседневного катания; к этой же категории относится одежда для езды в дождливую погоду.
Велосипедная одежда также делится на мужские и женские модели. Они различаются как кроем, так и некоторыми специальными
элементами - например, памперсом.