Защита мотора и карбюратора от воды сделана толково: над колесом установлен подкрылок. Правда, фиг его знает, зачем в нем дыра-полукруг -
будто его прогрызли крысы. Сначала подумал, что это дефект детали, но позже дошло, что прорезь проделана, чтобы просунуть в нее второй
амортизатор, производитель планирует устанавливать задний дисковый тормоз, который потребует ввести в конструкцию правую часть маятника
и второй амортизатор. В штатной комплектации он один. Амортизатор всего лишь с «прогрессивной» пружиной, без регулировок
поджатая... Передний тормоз дисковый, с одно-поршневой скобой, достаточно (но не более того) эффективный, задний - барабанный. Шины
распространенного размера 130/70-12 с сугубо дорожным протектором: на таких на любом покрытии, кроме как на сухом асфальте, чувствуешь
себя стремно.
На центральную подставку аппарат приподнять-установить легко. Боковой упор оборудован датчиком, блокирующим запуск мотора, если он не
убран. Этот датчик (далее следует совет смекалистого: в инструкции по эксплуатации ничего подобного не прочитаешь) - единственное средство
заглушить мотор в иных специфических ситуациях. Дело в том, что на скутере установлена система дистанционного запуска, и если завести
двигатель с пульта, а затем вставить ключ в замок зажигания и повернуть его на «выкл.», то мотор не остановишь, и клавиши
«стоп двигатель» на этом скутере тоже нет. Как вам такая загогулина, и что с нею делать? Правильно, оттопырить боковой упор.
Приборная панель включает в себя спидометр с из рук вон плохо читаемой шкалой (размеченной до 140 км/ч), указатель уровня топлива, три
контрольные лампочки. Особенность приборки - цифровые часы, в одном из режимов настройки они превращаются в календарь (что, сами
понимаете, жизненно важно для скутериста: как же ему прожить без календаря!). Обрамление панели - пластиком «типа под кевлар».
Богато! Арабские эмиры рыдают в экстазе желания обладать этой роскошью!
Большой по размеру «воздухан» -достоинство, однако оно сводится на нет тем, что забор воздуха производится из пыльной зоны.
Передний щит по ширине такой же (470 мм), как у большинства скутеров. Но есть особенность - вырезы для ног в передней части: они позволяют
седоку за рулем менять позу как угодно, как удобно. Расстояние от краев рукояток до кромки седла - 440 мм, как у скутера-«полтинника».
Руль шириной 640 мм - все как у нашей испытуемой скутеретты.
Когда же поехали, эмоции вызвала езда именно на скутеретте. Ее органы управления отличаются от «чисто» скутерных. На левой
рукоятке руля рычажок управления пусковым обогатителем, но нет рычага тормоза, равно как и сцепления - оно ведь автоматическое, центробежное.
В трансмиссии 4-ступенчатая коробка передач. Сцепление-автомат облегчает управление - можно не озадачиваться, какая «скорость»
включена. А втыкаются они нажатием на рычаг вниз. Для тех, кто ездил на мотоциклах, это непривычно, ведь во всем мире вниз приводится в
работу только первая, остальные - вверх. Особенность КП - она «круговая», то есть после 4-й передачи, если продолжать нажимать
на рычаг, пойдет нейтраль, затем снова первая. Скажу вам, такая система удобна в городе, при частых остановках - не приходится на светофорах
всякий раз «перещелкивать всю коробку».
Приборка, оформленная «под кевлар», с невразумительной шкалой спидометра.
Трогаться можно даже на 4-й, а на 2-й и 3-й и подавно. Проверено: если начинать движение с 3-й, то динамика чуть хуже, чем у 125-кубового
«нормального» скутера, но если со 2-й - даже лучше. То есть новички могут себе позволить включать одну передачу (например, вторую)
и только на ней нарезать круги-«восьмерки» по площадке - как на скутере с вариатором.
Довольно эффективно происходит торможение двигателем - как на мотоцикле. Это добавляет обратную связь с машинкой и делает процесс управления
ручкой газа значительно более адекватным - ничего похожего ни один скутер не предоставляет. Этим достоинством при наличии автоматического
сцепления машина обязана специальной обгонной муфте в составе мотора - она-то и обеспечивает торможение двигателем. (Если вам интересно знать,
подобное устройство применяют на самых совершенных мотовездеходах.) Эта обгонная муфта придает мотору и еще одно небесполезное свойство,
недостижимое для скутеров: аппарат можно завести «с толкача». Выглядит это так: включаешь 4-ю, и водитель, сидя в седле, ногами
энергично отталкивается от земли. Поначалу колесо немного «упрямится», но затем мотор «подхватывает» твое намерение
и тут же переходит на холостой ход (это отрубается обгонная муфта)... Существует еще одна особенность «кубовского» мотора, о
которой мало кто знает: нажимая на рычаг переключения, задействуется так называемый полуавтомат сцепления - механизм, выжимающий сцепление
(водители «Яв» и «Ижей» модели «Юпитер» поймут, о чем речь). Так вот, этим свойством можно воспользоваться,
если не хватает мощности мотора, например, при троганье на очень крутом подъеме, когда центробежный автомат «отнимает силы» у
мотора, и тот не в состоянии выйти на режим высокой мощности - и аппарат глохнет. Так вот наша скутеретта в подобной ситуации, если вы
подтыкнете первую передачу и не отпустите ногой рычаг, поднимет обороты мотора как при «ручном» сцеплении. А затем отпустите
рычаг - и скутеретта тронется на повышенных оборотах. В этом еще одно ее преимущество перед скутерами: у тех автомат не обманешь.
В чем прелесть такого багажника, понять не каждому дано.
Как у всех скутеретт (это один из признаков класса), привод заднего колеса - цепью. А она закрыта металлическим кожухом. Эта особенность -
раздражитель для владельцев. Ведь цепь требует регулировок, чисток и ухода (кожух, разумеется, негерметичный) и периодических замен.
Заодно скажу, что и крышка смотрового лючка какая-то «дубовая», так что ее приходится отковыривать отверткой, невольно царапая
кожух. А жалко...
Теперь о перевозке пассажиров - ведь обе машины фактически 125-кубовые и должны быть рассчитаны на транспортирование «второго номера».
На скутеретте просторное сиденье, для ног пассажира удобные откидные подножки. Но держаться ему практически не за что. Да, между багажником
и облицовками устроены карманы, видимо, для того и предназначенные, но втиснуться в них могут разве что тонкие пальцы скрипача-подростка.
Не все же мы скрипачи и подростки. А всякий раз приклеивать зад пассажира к сиденью - клея не напасешься.
К комплект входят два клича зажигания, один - с «дистанционкой», другой - простой.
На обоих аппаратах провели тест на их устойчивость при езде водителя «без рук». Держатся исключительно! Тот и другой адекватны
в виражах, хотя и немного по-разному. Максимальная скорость (измерял по GPS) составила 74 км/ч у скутера и 78,4 км/ч у скутеретты. Давайте
учтем, что машинки новые, не обкатанные, так что не усомнюсь в информации производителей: позже максималка может возрасти до, соответственно,
75 и 80 км/ч - столько указано в паспортах этих транспортных средств. У скутеретты, обратите внимание, она выше, лучше динамика разгона и
экономичность (по паспорту - менее 2,1 л/100 км). Другое дело, особо ликовать по поводу этих показателей не приходится: у допотопного
двухтактного «Минска» с таким же по объему движком мощность - более 10 л.с, скорость - выше 100 км/ч...
И вдруг размеренное движение и затяжные (и довольно нудные) замеры прервались незапланированным краш-тестом: одна из участниц испытаний после
неудачного маневра на скорости 15-20 км/ч вошла в непосредственный контакт сначала с асфальтом, а потом с бордюрным камнем. Для обеих -
девчушки и машинки - он не прошел бесследно: у одной стерты до крови отдельные части тела, у другой -«восьмерка» на заднем колесе.
Поскольку колеса у скутеретты литые, возник вопрос: что делать дальше? В ход пустили толстый деревянный брусок. За 10 минут удалось
«восьмерку» вывести в ноль. Из чего следует: литые по-китайски колеса скутеретты довольно слабенькие. Вывод: не злоупотребляйте
перевозкой тяжестей, не частите с ударными нагрузками - худо будет.
У заднего амортизатора одна «прелесть» -пружина с переменным шагом.
Катались, пока ночь не накрыла дороги. И тогда оценили еще один параметр - мощность светового потока фар. У скутеретты она светит отлично!
Что немудрено: две фары с лампами по 35 Вт горят одновременно. У скутера же фара одна, с лампой мощность в те же 35 Вт, и света дает мало.
Очень мало! Зато можно себя успокоить, уговорив, что 7 ампер-часов аккумулятора хватит надолго. Чего не скажешь о 4-амперной батарее
скутеретты: надолго включенной фару при неработающем моторе оставлять опасно - АКБ «сдохнет» скоро.
Лично у меня сопоставление скутеретты и скутера вызвало сравнение с фототехникой. Скутер - все равно что фотоаппарат-«мыльница»:
удобен, но со множеством «недо...». Скутеретта куда лучше - это абсолютно удобная штука в рамках означенного для нее формата
утилитарности. А этот формат далек от простоты.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Модель
Yin Xiang YX125-J (скутеретта)
Yin Xiang YX125T-22 (скутер)
Год начала производства
2007
2007
Габариты, мм
1990/680/1100
1830/700/1180
База, мм
1250
1300
Дорожный просвет, мм
145
130
Высота по седлу, мм
820
770
Сухая масса, кг
101
95
Емкость топливного бака, л
4,3
4,5
ДВИГАТЕЛЬ
Тип
4-тактный
4-тактный
Рабочий объем, см3
120
124
Размерность, мм
52,4/55,5
52,4/57,8
Макс. мощность, л.с. при об/мин
6,5/7000
7,6/7500
Макс. крутящий момент Н*м при об/мин
7,5/5000
7,8/5000
ТРАНСМИССИЯ
Сцепление
автоматическое, центробежное
Число передач
4
вариатор
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Рама
трубчатая, стальная, сварная
Подвеска переднего колеса
телескопическая вилка с пружинными амортизаторами
Подвеска заднего колеса
маятниковая,с двумя пружинными амортизаторами
маятниковая (блок двигатель-трансмиссия) с пружинным амортизатором
Тормоза
дисковый/барабанный
дисковый/барабанный
Шины
2,75-17
130/70-12
Техника предоставлена 000 «Бизнес-Инвест» (г. Ярославль). Благодарим дружную семью Аркадия ПОПОВА из Рыбинска, а также Артура
из Москвы за помощь в проведении теста.