Что там включилось? Указазатель включенной передачи
Владислав КУЗНЕЦОВ
«Иж-Юпитер 5» предоставляет широкое поле для всяческих доработок и улучшений. Установил я, скажем, тахометр от ВАЗ 2106,
но кого этим удивишь - так поступают многие. Мне же хотелось сделать что-нибудь особенное. А что если соорудить указатель
включенной передачи? Штука полезная, хотя бы для того, чтобы легче было ловить нейтраль на перекрестке. Такое устройство
встречается не только на иномарках, но даже на отечественных «полтинниках»! А чтобы на «Иже», я не слышал. Труднее всего
приспособить датчик, чтобы он все точно показывал. Самое подходящее место - внутри коробки передач, рядом с механизмом
переключения, в углу правой половинки картера. К сектору припаял контактную щетку - пластинку латуни от какого-то реле.
Расположил ее таким образом, чтобы она была направлена в угол картера при среднем положении сектора. Затем вырезал из
фольгированного гетинакса пластину. Просверлив отверстие, установил ее в углу картера так, чтобы при полном повороте сектора
щетка скользила по ней, не теряя контакта. Собрал КП. Поочередно включая передачи, наметил на пластине положение щетки.
Затем снял пластину, вырезал в фольге дорожки и припаял проводки. Установил ее на место, окончательно собрал коробку,
проверил работу переключателя и собрал двигатель.
Пластина датчика.
Щетка припаяна к сектору передач (место пайки указано стрелкой).
Вариантов шкалы указателя множество. Самый простой - соорудить панельку и закрепить в ней лампочки по числу передач. Я
выбрал более сложный, но компактный и внешне эффектный вариант - подключил провода к светодиодному 7-сегментному индикатору
по простейшей схеме (см. схему 1). Индикатор может быть любым, но с общим «плюсом». Лучше видны те, у которых высота цифр
11 мм и больше. Для питания указателя нужен стабилизатор напряжения (см. схему 2). Стабилитрон должен быть рассчитан на
напряжение 6-11 В. Например, Д814 (А-В), Д818 с любой буквой. Транзистор можно выбрать из серий КТ815, КТ817 (с любой
буквой) или им подобные. Диоды любые, рассчитанные на ток 50 мА и более, например: Д220, Д221, КД521, КД522 и т.д. Перед
подключением к схеме необходимо отрегулировать стабилизатор - с помощью переменного резистора R2 получить на выходе напряжение 3 В.
Указатель включенной передачи прикреплен к панели приборов.
При работе моего указателя обнаружился интересный побочный эффект. Если в коробке передач какая-то деталь изнашивается,
образуется металлическая стружка. Когда ее накапливается много, масло начинает слабо проводить ток. А светодиодам много и не
надо: индикатор начинает давать сбои - на нем загораются лишние черточки. Так мое устройство сигнализирует о неисправностях КП.
Схема 1.Подключение 7-сегментного индикатора. Цифры и буквы обозначают номера включенной передачи. Детали можно взять любые,
но индикатор выбирайте побольше, а диоды с допустимым током более 50 мА.
Схема 2. Стабилизатор напряжения для питания указателя.
От редакции. Светодиоды рассчитаны на ток не более 20 мА. Поэтому лучше отрегулировать стабилизатор на большее напряжение,
например 10 В, а последовательно к каждому сегменту индикатора подключить резистор с таким номиналом, чтобы ток через него
составлял не более 20 мА (например: при 10 В не менее 400 Ом). После этого можно упразднить R2, а величину сопротивления
рассчитать по формуле R=Uстаб-2/0,02, где Uстаб - напряжение на выходе стабилизатора. Если вас не будет раздражать изменение
силы света светодиодов при перепадах напряжения в сети мотоцикла, можно обойтись и без стабилизатора (при неработающем
моторе индикатор будет светить тусклее). Подберите сопротивления из расчета, что напряжение может подскакивать до 14,8 В
(не менее 640 Ом). Разумеется, подключить устройство к электросети мотоцикла нужно через предохранитель.