Крупнейший технический музей европы DEUTSCHES MUSEUM
Александр ВОРОНЦОВ,
фото автора
Дураки хотят, чтобы их боялись, умные - чтобы уважали. А за что уважают страну? Не за имперские амбиции, не за
устрашающую ракетную мощь, а - за творения писателей, композиторов, инженеров... Чтобы укрепить в себе уважение к
Германии, люди идут в крупнейший технический музей европы DEUTSCHES MUSEUM.
Какие ассоциации вызывает у вас город Мюнхен? Для тех, кто постарше, - это гнездо немецкого фашизма. Кто помоложе,
сразу припомнит «Октоберфест» - знаменитый пивной фестиваль. А для таких чудаков, как я, Мюнхен - город музеев.
Судите сами: одних Пинакотек (картинных галерей) - целых три! Плюс Резиденция (Дворец правителей Баварии), собрания
египетского и античного искусства, Баварский национальный музей... и еще сотня или около того. И две жемчужины для
фанатов техники: музей BMW и Немецкий музей.
Deutsches Museum расположен на внушительных размеров острове почти в самом центре города. Да уж, площади этому
учреждению вовсе не лишние! Они позволили, например, втиснуть в одно из зданий... рыбацкую шхуну столетней давности!
И первую немецкую подводную лодку. А на одном из этажей скромненько так притулился трехмоторный самолет...
И все же... Пространства, как и денег, в избытке не бывает. До недавнего времени экспозиция автомобилей и мотоциклов
ютилась в тесных подвальных помещениях. Но пару лет назад музею отдали три павильона из старого выставочного комплекса -
между прочим, в двух шагах от Teresienwiese (Лугов Терезии), на которых и проходит «Октоберфест». Туда и переехали
авто-мото вкупе с рельсовым транспортом. Полюбуемся?
Целорифер, он же велоцифер - предок всех мотоциклов, велосипедов и самокатов. Этот «бегунок» изобрел в 1791 году
француз, граф Меде де Сиврак. Популярность у машины не отняла даже революция! «Люкс-версии» щеголяли лошадиной
головой спереди и хвостом сзади. Через четверть века важное усовершенствование - поворотное переднее колесо - внес
уже немец, Карл Драйз.
Пращур современных ATV - квадрацикл De Dion, конец XIX века. Двигатель этого чуда техники располагался за задней
осью, а вот пассажир сидел спереди и служил подушкой безопасности для водителя в случае лобового столкновения. В
сущности, ради пассажира и добавили еще одно колесо - стандартные De Dion были какое-то время трехколесными. Обратите
внимание на заказной аксессуар - выгнутые из фанеры крылья.
DKW Lomos 1922 года - один из первых в мире скутеров. Под седлом расположен 150-кубовый 2-тактный моторчик мощностью
2,5 л.с. Широкие подножки и передние щитки защищали восседавшего в удобном кресле водителя от дорожной грязи. Оба
колеса подрессорены, причем сзади - маятниковая подвеска. Любопытно, что конструктор машины Эрнст Айхлер выпускал
ее на собственном предприятии в Берлине, но продавать предпочитал под маркой DKW. Союз двух компаний принес свои
плоды: изготовлено более 2000 экземпляров, совсем немало для той поры.
Первый в мире серийный мотоцикл - немецкий Hildebrand & Wolfmuller, 1894 год. С точки зрения современного технаря,
сплошной прикол: шатуны 2-цилиндрового горизонтального двигателя (1488 см3, 2,5 л.с.) приводили в движение заднее
колесо напрямую, безо всякой трансмиссии. Зажигание - от раскаленной калильной трубки (которую перед поездкой надо
было разогревать). Карбюратором служил... бензобак, в нем испарялся бензин. Тем не менее за три года изобретатели
(их фамилии - в названии аппарата) построили около 2000 машин и продавали их даже в такие экзотические по тем
временам страны, как Россия и Япония.
Чистокровный «немец» - мотоцикл Phanomen 1905 года. 500-кубовая «двойка» Fafnir мощностью около 2 л.с. разгоняла
машину до скорости 75 км/ч. Для освещения служил ацетиленовый фонарь, газ для него вырабатывался в «генераторе»
позади фары. Обратите внимание на обилие рычажков на бензобаке - на них выведено управление и карбюратором, и зажиганием.