Как правильно восстановить навыки. Уроки вождения на мотоцикле.
Клим ДЕНИСОВ,
фото Александра БЫСТРОВА
Давным-давно 16-летним юношей я был допущен за руль CZ 350. «Глотнув» мотоцикла однажды, я упивался им еще двадцать
лет. Но случился очень долгий перерыв в двухколесной жизни - больше десятка лет передвигался по миру на разнообразных
самодвижущихся телегах. А память о том образе жизни не умерла. Сравнительно недавно судьба вернула мне руль.
Думаете, я один такой? Да нет, нас целое поколение мотоциклистов, пересевших на автомобили и теперь возвращающихся на
два колеса. В одну воду дважды не войти: «вода» течет другая - и мотоциклы уж не те, что раньше, и навыки притупились.
Того и гляди, не выплывешь... Чтобы снова вкататься - выезжать на безлюдное место? А польза? Нет, тут нужна школа, не
начальная, а повышения квалификации или восстановления навыков, как я бы ее назвал.
С первого раза «восьмерку» я не замкнул, «вылетел» с трассы и остановился.
Путь таких как я не уникален. В Европе после повальной автомобилизации многие возвращались на мотоциклы и столкнулись
с тем же. А еще европейцы считают затраты: если сядет за руль после долгого перерыва, то на сколько потянет ремонт, если
самооценка владельца окажется выше требований реальных дорожных ситуаций? И приходят к выводу, что дешевле пройти курс
восстановления стереотипов и обретения новых - под руководством опытного инструктора. Там давно существует масса школ,
которые предлагают различные варианты подготовки - от самого начального уровня до чемпионского. Одна из них - «Школа
водительского мастерства BMW». Не знаю как у других, но у BMW разработана система (обращаю внимание, что это ключевое
слово) подготовки водителей. Причем эта системность распространяется буквально на все - подготовку инструкторов, методические
материалы, оборудование, даже внешний вид выдаваемых курсантам сертификатов. И очень строгий, неусыпно контролируемый
подход к качеству обучения: уверенность в том, что курсант правильно освоил учебную программу, ставится выше соображений
о доходности школы. Впрочем, нельзя отрицать, что это и коммерческий расчет тоже: благодарный выпускник скорее всего
останется преданным марке. Назовем это бизнесом с человеческим лицом.
Такая школа BMW работает в Санкт-Петербурге, она существует не первый год. О незыблемости соблюдения основополагающих
принципов свидетельствует тот факт, что сотрудников, которые идут на поводу у клиентов, желающих нарушить систему,
попросту увольняют. Я прошел в этой школе курс «реанимации» навыков. Учеба совмещалась с тест-драйвами практически
всей линейки мотоциклов BMW - я пересаживался с одного на другой, приступая к очередному упражнению... Здесь,
подозреваю, у заинтересованного в переобучении читателя возникнет вопрос - что за чем следует: сначала школа - потом
покупка или сначала покупка - затем учеба? Отвечаю: в школе есть учебные мотоциклы, и можете ездить на одном из них.
Но ведь не факт, что купите именно той модели. Так что курс лучше проходить на байке, на котором затем собираетесь
ездить. Выгода двойная: и сразу «вкатитесь» в свой аппарат, и деньги сэкономите - аренда учебной машины, естественно,
стоит денег.
Учебный процесс построен на диалогах с инструктором. Если, к примеру, ты привык при прохождении поворота вертеть
головой - пожалуйста, покажи, как это делаешь. А потом попробуй так, как предлагает инструктор, почувствуй разницу и
в тренинге закрепи навык.
Инструктор: «Ошибка - локти «уехали» назад».
Экстренное торможение. Все помнят, что первым делом нужно задействовать передний тормоз. Однако не лишне учесть
особенности конструкции каждого конкретного мотоцикла. Предположим, в нем «интегральные» тормоза - это когда при
нажатии на рычаг переднего тормоза включается в действие и задний, но с определенным усилием. Или в аппарате система
ABS с возможностью или невозможностью ее отключать. А еще не забудьте, что такое правильная постановка рук - чтобы не
наваливаться на руль и удерживать равновесие тела, дабы в момент остановки не уронить мотоцикл на бок... Инструктор
предоставляет возможность прочувствовать все тонкости процесса в нескольких «подходах». Скажете, в каждодневной
практике этот опыт может и не потребоваться. А вдруг?..
Другой эпизод - объезд препятствия. Опять-таки, часто ли вам выпадали и будут выпадать подобные эпизоды? Хорошо, если
никогда, но, выезжая на дорогу, будь готов, дорогой товарищ, к открытым люкам канализационных и прочих колодцев или
валяющимся оторванным глушителям автомобилей. Так вот, вспомните алгоритм: сбрасываем скорость примерно до 40 км/час -
это само собой. А дальше? Дальше следует выключить сцепление, совершить собственно объезд и вернуться на первоначальную
траекторию движения. Если здесь, в школе, такой маневр получится с первого раза, можете сами себе присвоить звание
мастера. И хорошо, если «воронку» или западню приметите издалека... Так что усложним ситуацию - приблизимся к реальной.
Инструктор, когда вы уже «подлетаете» к препятствию, показывает рукой, с какой стороны его надо объезжать. В этот
момент не до званий. Так инструктор поможет довести до автоматизма технику «ухода».
Новая вводная — объезд препятствия. Некоторые слушают вполуха, а зря.
Или вот, езда по «восьмерке». Когда-то вы уже «сдали» эту обязательную фигуру на экзамене по вождению. Только когда это
было! Если сами вспомнили, как следует перекладывать байк, а главное, перемещать взгляд по траектории, - честь вам и
хвала. Мне об этом напомнил инструктор - и неуклюжесть в действиях сразу пропала... Как заключительный аккорд - небольшой
эндуро-тест по буеракам. Инструктор моей подготовкой остался доволен. А уж как я-то бьи счастлив, что после 12 лет
«спячки» мозг и тело не окончательно забыли, как надо держать руль. И мне выдали сертификат о прохождении курса.
Но на этом история не закончилась.
Сотрудники представительства BMW в России предложили совершить «боевой» тест-драйв по маршруту Санкт-Петербург-озеро
Селигер-Москва. Группа журналистов отправилась в путь на K1200S, K1200LT, R1200R, R1200GS и F800ST. Принимая это предложение,
я заранее решил, что на первые два мотоцикла, скорее всего, садиться не буду. На K1200S - по причине его избыточной для
меня (после длительного перерыва в практике) «спортивности», на K1200LT - из-за больших габаритов и особенностей управления
люкс-турером. И потом, вся моя прошлая мотоциклетная жизнь была эндурно-триальная, так что и поэтому тоже все «спорты» и
туреры мне, что называется, «не катят».