Рождение жанра. Трайк наоборот.
Александр ВОРОНЦОВ,
фото из архива редакции
СКУТЕР-ТРАЙК. Хотя скутеры по схеме 2+1 и не имеют столь долгой истории, как традиционные теперь трехколесные мотоциклы и
автомобили, именно такие машины лидируют в хит-парадах продаж трехколесников. А началось все на переломе веков, всего семь лет
назад. Тогда почти одновременно свои прототипы представили две итальянские компании - Italjet и Aprilia. Хотя их творцы
исповедовали разную «подвесочную философию» (у Italjet Scooop - на поперечных рычагах, у Aprilia Los Angeles - на продольных,
что позволило здорово сократить габаритную ширину), в одном они сошлись: машины по-мотоциклетному кренятся в повороте, что
повышает устойчивость на виражах.
Через несколько лет концерн Piaggio купил компанию Aprilia, и проект Los Angeles получил серийное воплощение - уже под названием
Piaggio MP3. И пришел успех: всего за несколько месяцев интересующиеся раскупили 15 тысяч экземпляров. Покупателям понравилась
простота обращения: изощренная электроника сама проследит за тем, чтобы заблокировать систему крена на стоянке и разблокировать
ее на скорости. И вот уже спешит укрепить завоеванные позиции более мощный вариант Gilera Fuoco. А конкуренты мрачно грызут
локти... Или спешно копируют систему, не забывая при этом обходить патентные преграды. Так, всего через несколько месяцев после
дебюта Piaggio MP3 свое исполнение 2 + 1 представила американская компания Vectrix.
Piaggio МРЗ - самый успешный трех-колесник, созданный по схеме 2+1.
Справедливости ради вспомним о том, что инженеры Piaggio не просто заимствовали стороннюю разработку - она попала, как говорится,
«в струю». Ведь еще в 1984 году «пьяджевцы» испытали выполненный по такой схеме скутер Vespa, а в 90-е годы представили несколько
3-колесных прототипов (в которых, правда, водитель сидел «по-автомобильному»).
БАЙК-ТРАЙК. Зачем приделывать к мотоциклу третье колесо? Ну, с норвежцем Бруделлом все ясно: сезон короткий, а ездить-то
хочется подольше... Вот и пришлось ему строить трайк, который может лихо (до 45 градусов!) наклоняться в повороте. Свои
всесезонные мотоциклы Бруделл даже собирается строить небольшими сериями.
Этот прототип 1990 года концерн Piaggio заявлял как «скутер XIX века». Но развитие техники чуток свернуло от предначертанного пути...
Похожий внешне аппарат IRs 1000 построили энтузиасты на другом конце Европы, в Италии. Но если Бруделл отталкивался от идеи
легкого одноцилиндрового эндуро, то итальянцы взялись перекладывать на три колеса мощный Suzuki SV1000S.
Француз Людовик Лазарет столкнулся с капризами американского законодательства. Он строит бешеные шоссейные квадры Quadrazuma
с моторами от спортбайка Yamaha YZF-R1 и собрался было экспортировать их в США, а вышел облом! Оказывается, на квадрациклах
ездить по американским дорогам запрещено. Вот на трициклах - пожалуйста. И пришлось Людовику откинуть одно колесо -
получилась Triazuma. А уж что для такой динамичной машины лучше два колеса оставить спереди - не нам Лазарета учить.
Brudell по своей конструкции близок к мотоциклу-эндуро, он вооружен одноцилиндровым 600-кубо-вым двигателем.
Похоже, что на эти особенности американского законодательства ориентировался и канадский концерн BRP, потому-то Can-Am Spyder
не на четырех, а на трех колесах. V-образная 1000-кубовая «двойка» Rotax (схожая по конструкции с теми, что стоят на спортбайках
Aprilia) развивает внушительные 106 л.с. При этом трайк на виражах не кренится! За тем, чтобы он не опрокинулся, следит
электронная система стабилизации - того же типа, что применяется на автомобилях.
Can-Am Spyder - средство приобщить заядлых автомобилистов к мотоциклетной культуре.
Похоже, нечто подобное появится вскоре и в программе американского концерна Harley-Davidson. Его инженеры недавно
запатентовали оригинальную конструкцию трайка типа 2+1. Вот он на виражах кренится.
Американец Джек Флеминг построил «трайк наоборот» Roadstercycle 32 с мотором Harley-Davidson.
АВТОТРАИК. Как ни крутись, а автомобильную тему на трех колесах никак не объедешь. Да ведь и сами автомобилисты
провоцируют! Концерн Volkswagen, например, свой концепт-трайк 1985 года так и назвал: Scooter. Казалось бы, и закрытая
кабина, и автомобильная компоновка 4-цилиндрового мотора... Ан нет, перед вами скутер - создатель его сам так назвал.
Italjet Scooop 2001 года. Три «о» - не опечатка: так создатель машины Леопольдо Тартарини подчеркнул ее трехколесность.
Куда «мотоциклетнее» выглядит другой концепт от почтенного автопроизводителя - Mercedes-Benz F300 Life Jet 1997 года. Хищно
заостренный кокпит (так и напрашиваются авиационные ассоциации), штурвал вместо руля-баранки. Виражи аппарат проходит
по-мотоциклетному, с креном, а за устойчивостью следит электронная система.
Чудо из Италии - IRs 1000 (фото Маттео Боэма).
Очень похожие 3-колесные родстеры-«зажигалочки» создали недавно Peugeot и Volkswagen. Только если Peugeot 20Cup
2005 года - двухместный, с закрытыми передними колесами, то VW GX3 2006 года - одноместная «формула» с открытыми
передними колесами. У VW к тому же совершенно «мотоциклетная» задняя часть: маятниковая подвеска и цепной привод на колесо!
VW GX3 - еще один наскок автомобильного концерна на мотоциклетную территорию.
Так развлекаются большие концерны. А уж что вытворяют маленькие компании... Кто-то строит современные копии Morgan с моторами
от Moto Guzzi, кто-то ударился в авангардизм. Прототипы и очень мелкие серии исчисляются едва ли не сотнями. Убедитесь,
если в любую интернетовскую поисковую систему введете два магических слова: «reverse» и «trike».
Mercedes-Benz F300 Life Jet -помесь самолета с мотоциклом.