«МУМИЯ». Тюнинг мотоцикла Урал.
Александр БАЛДИН,
г. Торжок Тверской обл.
Считаете, самое сложное - мотоцикл построить? Ничего подобного! Самое сложное - придумать ему название: все звучные
уже разобраны. Но случаются просветления: когда представил то, что собирался соорудить из «Урала», само собою пришло
в голову: «МУМИЯ».
Видел в нем таинственность, загадочность древнеегипетских гробниц, плавность линий барханов, а краска искрится,
как песок под полуденным солнцем пустыни...
От того аппарата, что был изготовлен в Ирбите в 1962 г., в конечном итоге сохранился только двигатель. Его всего лишь
отрегулировал, и он работает как часы. Разве что воздушный фильтр самодельный - в корпус огнетушителя я встроил сухой
картридж. И новые глушители сварил из нержавейки.
Тормозной диск заднего колеса расположен рядом с редуктором.
Начинал, как все оппозитчики-самоделыцики, с заднего колеса. Добыл два колесных диска от «Соболя», вырезал из них
середины, срезал у каждого обода край, а то, что осталось, сварил вместе. Вовнутрь вварил диск, вырезанный на заводе
плазменным резаком, а в него вживил самодельную ступицу. Так появилось «скромное» колесико шириной 260 мм. По его размеру
изготовил маятник, для жесткости установил его на подшипниках. А уже к маятнику как бы сама собою приросла самодельная рама.
Задние амортизаторы удлинил, вывел под бак, и теперь создается иллюзия, будто рама глухая, вовсе без подвески. В такой
конструкции карданный вал вынужден перемещаться продольно. Чтобы предоставить ему такую возможность, заменил эластичную
муфту ШРУСом от «Оки» - тем, что на машине установлен ближе к КП. Его внутренняя часть может двигаться взад-перед относительно внешней.
Удалось найти ответ на извечный вопрос оппозитчиков - куда деть ноги? С подножками в штатном исполнении конечностям неудобно -
ставишь их за цилиндрами и едешь, словно ты на мопеде. Приспособить подножки над цилиндрами? Приходится ноги задирать выше головы,
а побочное явление такой конфигурации - приходится вдыхать «ароматы» подгорающих штанов или обуви... Я сместил мотор максимально
назад, а на его место установил аккумулятор. Теперь сижу как белый человек - и ногам удобно, и штаны не обугливаются.
Рисунки на крыле (на верхнем фото) и баке (на нижнем) навеяны мыслями о бесконечных просторах пустыни.
Рулевую колонку собрал на конусных подшипниках от передних ступиц «Жигулей» - эти и мотоцикл переживут. «Ураловские»
траверсы вилки переделал, чтобы в них вошли перья от кроссового CZ. Чтобы увеличить длину вилки на 15 см, на подвижные трубы
снизу напрессовал стальные стаканы, но ход вилки укоротил. Диск переднего колеса изготовил так же, как и заднего, но с
«ураловским» ободом.
Боковую подставку украсил изображением черепа быка. В Древнем Египте этих животных мумифицировали и хоронили вместе с фараоном.
«Мумии» без такого украшения никак! Но есть у подставки и особенность: в откинутом состоянии она фиксирует рычаг переключения
передач, и пока подставку не уберешь, включить передачу невозможно.
Все механизмы переднего тормоза и задний тормозной цилиндр - «ижевские», тормозные диски и кронштейны - самодельные. Чтобы
задок эффективно тормозил с небольшим диском (большой, 16-дюймовый, в обод не вставишь), ноге помогает «жигулевский» вакуумный усилитель.
Длинный бак сварил из двух штатных, соорудил для него нарядную крышку. А бензокраник - долой: надоело каждый раз крутить его
туда-сюда. Заменил его электромагнитным клапаном - он срабатывает при включении зажигания. Кожаное сиденье с аппликацией
открывается на «хитрой» петле. В его основании две плоскости. Одну удобно использовать как маленький столик, а ко второй
прикрепил катафоты - как бы знак аварийной остановки. Задний щиток - расширенный и облагороженный «ураловский». Передний вырезал
из старого «восходовского». До сих пор свои мотоциклы красил собственноручно, а на этом попробовал свои способности еще и в аэрографии.
Череп над номером - стоп-сигнал, это бывший автомобильный подстаканник. А его макушка - из поварешки (набегался же я, пока нашел
круглую!). В череп «вживил» глаза, внутрь вставил галогеновую лампу: с нею стоп-сигнал светит ярко - не сможешь не заметить. В
спидометре разместил контрольные лампочки и встроил прибор в руль. К двигателю приспособил электростартер, собранный из
деталей стартеров ЗАЗа и тракторного пускача. Место штатного генератора занял шкив, который через ременную передачу вращает вал
генератора, он автомобильный: электрооборудования в мотоцикле слишком много для «силенок» «ураловского» - не выдюжит. Да и
очень уж капризный... Так как на мотоцикле много блестящих деталей, чтобы «сороки» их не растащили, пришлось установить сигнализацию.
И вот что получилось... Как-то мимо «Мумии» проходила немолодая женщина. Посмотрела оценивающе и тихо сказала: «Надо же, какая
красота...». Уж если такие «независимые эксперты» так оценивают!..
Общие данные: длина - 2800 мм, база - 2120 мм, высота по седлу - 620 мм, общая высота - 1120 мм, дорожный просвет - 110 мм.
Двигатель - ИМЗ, рабочий объем - 650 см3, диаметр/ход - 78 х 68 мм, мощность - 32 л.с., подача топлива - самотеком, воздушный
фильтр - сухой. Трансмиссия: вместо эластичной муфты - ШРУС от «Оки» КП, механизм сцепления и главная передача - штатные.
Ходовая часть: рама - самодельная, передняя подвеска - перья от кроссового CZ, траверсы - штатные, задняя подвеска -
удлиненные амортизаторы от «Урала». Тормоза: передний - гидравлический «Иж», задний - тормозной цилиндр «Ижа» на самодельном
суппорте работает с вакуумным усилителем и главным тормозным цилиндром ВАЗа. Шины: передняя - 3.75-19", задняя - 260/60-16".
Электрооборудование: генератор - от ВАЗ 2101, стартер - из деталей ЗАЗ и тракторного пускача, самодельный стоп-сигнал, фары и
прочая светотехника - от разных мотоциклов и автомобилей.
Читать другие статьи по теме Мотоцикл «Урал», «Днепр»