Гидрокомпенсаторы удалены, шайбы вынуты. Теперь открутите болты (1), крепящие звездочки к распредвалам, отсоедините их и освободите от цепей. Выньте распредвалы (2).
Передняя и задняя головки цилиндров разные, и их нельзя перепутать при сборке, а вот крышки постелей внешне одинаковы, так что можете ошибиться и установить на «чужую» головку, а это недопустимо. Отверстия, в которых вращается распредвал, обрабатываются, когда головка собрана со своею крышкой, и впоследствии эта пара может работать только вместе. Поэтому сначала я пометил крышки и лишь потом снял их с головок. Чтобы освободить распредвалы от цепей, снял с них звездочки. Звездочки одинаковые, а распредвалы разные, поэтому привязал к ним бирки - опять-таки, чтобы не перепутать при сборке.
Чтобы при демонтаже головок цилиндров не мешали цепи, выкрутите колодцы свечей.
Следы от трения цепи на свечных колодцах - признак того, что цепь износилась.
Казалось бы, теперь можно демонтировать головки цилиндров. Но тут есть одна сложность: в каждой из них установлено по две свечи. Если две первые находятся снаружи и не мешают разборке, то две другие, со стороны цепей, установлены в специальных колодцах. А колодцы расположены внутри колец, которые образуют цепи ГРМ. Значит, придется эти колодцы выкрутить. А тут своя особенность - нужен редкий шестигранник «на 26».
Отсоедините фланцы системы охлаждения от цилиндров.
Если появится подозрение, что цепи изношены, то проверить, так ли это, можно, не разбирая двигатель, - достаточно выкрутить колодцы и осмотреть их наружную поверхность. Что видим? В работающем двигателе, если цепь изношена, она дотягивается до этой детали и обязательно оставляет на ней следы.
Эти пятна ржавчины, скорее всего, появились во время зимней стоянки.
Задиры могли образоваться, когда ржавчину размазало по цилиндру.
Перед тем, как снять головки, не забудьте открутить по два болта со стороны наружных свечей. Головки легко покинули свои места. А вот с цилиндрами пришлось помытариться. Отсоединить патрубки системы охлаждения легко, а вот оторвать сами цилиндры от картера - не очень: они прилипли к картеру намертво. Пришлось долго обстукивать киянкой, пока сдвинулись с места. Демонтировать поршни совсем просто: вынул стопорные кольца -и вытолкнул поршневые пальцы легким движением руки.
Сначала совместите метку ВМТ одного из цилиндров на роторе зажигания на коленвале с приливом на картере: 1 - прилив на картере; 2 - напраление вращения коленвала; 3 - FT - метка ВМТ переднего цилиндра; 4 - RT - метка ВМТ заднего цилиндра.
Приборов для измерения рабочих поверхностей поршней и цилиндров (нутромера и микрометра) у меня нет, и я обратился к специалистам. Каждый цилиндр измерили в трех точках (внизу, посредине и в самой верхней точке, куда только доходят кольца) вдоль плоскости вращения ко-ленвала, а затем точно так же - поперек. Конусность у переднего цилиндра составила 0,04 мм, у заднего - 0,06 (при допустимой величине 0,045 мм). Мало того, в нижней части обоих цилиндров обнаружились задиры, а в средней - раковины, следы коррозии. Не исключаю, что задиры возникли, когда продукты коррозии размазывало поршнями по цилиндру. Приговор: требуется расточка цилиндров до ближайшего ремонтного размера и установка соответствующих поршней. Приговор обжалованию не подлежал.
Затем установите цепь так, чтобы метки на звездочке (указаны стрелками) расположились параллельно разъему головки цилиндра.
Собирал двигатель в порядке, обратном разборке. Естественно, все прокладки и уп-лотнительные кольца установил новые.
Важная операция, о которой стоит упомянуть отдельно, установка распредвалов. Важно, чтобы метки на роторе зажигания, установленном на коленвале, и соответствующие им метки на звездочках оказались в строго определенном положении. А именно?
Когда установите крышку постели распредвалов, убедитесь, что верхние метки на звездочке (указаны стрелками) параллельны разъему крышки головки.
На роторе выбиты две группы по три метки, каждая - для «своего» цилиндра (здесь же и стрелка, указывающая направление его вращения, но она к нашему разговору отношения не имеет). А на картере есть прилив, так вот с ним метки и нужно совмещать при сборке или регулировке. При установке цепи следует обратить внимание только на метки, обозначенные буквами FT (ВМТ переднего цилиндра) и RT (ВМТ заднего цилиндра). Остальные понадобятся при проверке работы системы зажигания.
Механизм натяжения цепи: 1 - башмак; 2 - пружина клина; 3 - крепеж натяжителя; 4 - корпус натяжителя (внутри него расположен клин); 5 - успокоитель цепи.
На звездочке каждого распредвала есть четыре риски и надпись МЕ9. При сборке пара рисок, расположенных в плоскости оси распредвала, должна совпасть с плоскостью разъема головки, а другая пара оказаться над нею. При этом буквы разместятся в том положении, в котором они читаются, то есть не «вверх ногами».
Установка натяжителя и определение степени износа цепи: А - когда цепь новая, клин (1) выступает над корпусом натяжителя, при сборке двигателя натяжитель нужно устанавливать именно в таком положении; Б - когда цепь изношена, клин утапливается в корпусе, а основание башмака (2) наоборот выходит вверх.
Чтобы погасить колебания цепей, в цилиндрах, а именно со стороны их натянутых ветвей, установлены успокоители. Чтобы цепи всегда были натянуты, со стороны слабых ветвей их поджимают башмаки натяжителей. В этом моторе установлены натяжители клиновидного типа. Принцип их работы таков. Между башмаком и основанием каждого натяжителя установлены клинья. Пружины каждого постоянно тянут эти детали в зазор между башмаком и основанием. Как только у цепи появляется слабина, клин тут же заходит чуть глубже. Вытащить его назад можно только вручную. Это предстоит проделать при установке цепей - ведь при разборке, когда цепи ослабевали, клинья зашли внутрь до упора.
После установки головок, цепей и распредвалов (строго по меткам!) закройте их крышками и установите взведенные натяжители, рукою проверните коленвал на пару оборотов. Крутите очень осторожно и обязательно при выкрученных свечах. Почувствуете, что что-то заедает, обязательно найдите причину. Если ошиблись с метками, согнуть клапаны - пара пустяков. Метки на звездочках при установленных крышках распредвалов не видны, но выше них есть другие. Когда риска ВМТ одного из цилиндров окажется около прилива на картере, верхняя пара меток соответствующего распредвала должна совпасть с верхней плоскостью крышки