Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мото-Клуб Мото-Клуб
НОВОСТИ    О НАС    СКИДКИ    РЕМОНТ    ПРОКАТ    СТАТЬИ    ВАКАНСИИ    КОНТАКТЫ    НАПИСАТЬ НАМ    КЛУБ
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Как заказать Мотоциклы, скутеры, велосипеды Магазин Мотоциклы, скутеры, велосипеды МагазинКаталоги Мотоциклы, скутеры, велосипеды Корзина Мотоциклы, скутеры, велосипеды Корзина Мотоциклы, скутеры, велосипеды Объявления Мотоциклы, скутеры, велосипеды Объявления Оптовикам Мотоциклы, скутеры, велосипеды Оптовикам Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Ремонт техники
Ремонт техники
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
ABM Raptor 250
Raptor
Racer 250cs
Racer
ABM ATV Apache 150
Apache
ABM Volcan 150
Volcan
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Отзывы наших клиентов
Наши дипломы
Ссылки
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. Скутеры двухтактные и четырехтактные. Эксплуатация, обслуживание и ремонт. Топливные системы мотоциклов и скутеров Мотоцикл ИЖ-Планета. Эксплуатация, обслуживание и ремонт. Учебник водителя мотоцикла. Скутер Honda Lead. Инструкция по устройству, техническому обслуживанию и ремонту. Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту скутера Suzuki Sepia. Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту скутера Yamaha Jog. Инструкция по эксплуатации мопедов Brize, Delta, Bingo. Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту мотоциклов Урал, Днепр. В путешествие на мотоциклах Урал вокруг света. Инструкция по ремонту мопедов с 4-тактными двигателями. Китайцы. Мопеды и мокики китайского производства. Delta, Musstang, Leader, Dingo, Sagitta, HongDou, Jianshe, Loncin, Simple, Zip Star, Alpa, Фермер, Dino Eriskay. Инструкция по эксплуатации мотоблоков Нева, Ока, Каскад. Инструкция по обслуживани и ремонту скутера Delta. Ремонт четырехтактного двигателя скутера. Устройство и эксплуатация мотоциклов Урал
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды

Колеса той эпохи. Какой была мототусовка в 50-е годы прошлого столетия?

Вячеслав КИЦИС, мотоциклист с
1958 года, фото из архива (и
комментарии к ним) Андрея МЯТИЕВА


Колеса той эпохи. Какой была мототусовка в 50-е годы прошлого столетия?

       В КБ, где он работал, инженеры отказались сделать чертежи за столь короткий срок. Ручка и впрямь была сложной конфигурации, заготовку ее сделали методом точного литья. Внутренность ее не менее сложна. Тончайшая цепочка сложным движением по эпюре тянула золотник на два троса. Все это приводилось в движение планетарной шестерней, передовавшей усилие на хвостовик... Короче, механизм сложный.

       Плюнув на несговорчивых инженеров, Крупенин наточил кучу фрез под все радиусы и радиусочки, которые только были у ручки, и снял чертежи с шестерен в одиночку. Больше того, он от себя добавил в конструкцию радиальные подшипники (от какого-то авиационного гироскопа) с такими мелкими шариками, что собирал все, пользуясь лупой. Корпус ручки сделал не из какого-то дешевого силумина, как немецкая, а по-нашему, по-русски - из бериллиевой бронзы, а после отделки деталь отхромировал.

       С этой ручкой Алексей Ильич выиграл на спор не одну бутылку коньяка... Как только мы останавливались в какой-нибудь тусовке, тут же подкатывали знатоки и, конечно, давай крутить ручку. «Что-то она у тебя подозрительно легко оборачивается, - говорит спец, - пустая что ли?» - «Чего ей не крутиться! Мне сказали, она на подшипниках», - потупив взгляд, отвечал Крупенин. Когда все отсмеются, спец заявляет: «Я этих ручек перебрал кучу, а ты мне песни поешь про какие-то там подшипники. Сам-то ее разбирал?» - «Да нет». - «Тогда, может, замажем?» - «Ну, давай, - как бы нехотя соглашается Алексей Ильич. - Я, правда, предпочитаю армянский. Ты сгоняй за парочкой бутылок, а я пока ручку разберу...» Крупенин не спился только потому, что не пил вообще.

Колеса той эпохи. Какой была мототусовка в 50-е годы прошлого столетия?

       Так вот, как-то у него дома я с нахальством, свойственным молодости, на голубом глазу брякнул: «Сделай и мне такую же ручку». Что с ним стало! Всегда уравновешенный, он заметался по комнате, затопал, заорал: «Да ты представляешь, сколько стоит мой рабочий день?! А ты в курсе, что я ее год мастерил»!.. Он еще долго вопил на предмет того, что у него весь цех завален приспособлениями только для одной штамповки и сборки микроскопической цепочки!.. Наконец, мне надоело все это выслушивать, и я жестоко огрызнулся. «Да за то время, что ты гандобил ручку эту несчастную, мог бы надфилем картер двигателя выпилить из целого куска алюминия». После того мы с ним не разговаривали еще пару лет.

       В стране, до горла застегнутой в мундир КГБ, - трижды проклятый «железный занавес». Но мы, мотоциклисты, уже тогда знали, что на свете есть кое-что получше наших долбанных «Ижей». Какая-то минимальная информация о мотоциклах все же просачивалась через ржавье пресловутого занавеса...

Вполне типичная для СССР и совершенно невозможная для Германии картинка: фотоснимок запечатлел веселых советских вояк и молодую женщину с ребенком на BMW R66 с коляской от армейского М-72 Для тех, кто не понял, поясню: «шестьдесят шестой» - один из самых быстроходных и мощных немецких мотоциклов, и цеплять к нему тяжеленную военную «галошу» - все равно, что летом к беговой лошади крестьянские розвальни. Но ведь было, и фото тому доказательство! В 40-50 годах в секциях ДОСААФ готовили мотоциклистов для спортивных команд по весьма разнообразной программе. В нее входило преодоление различных препятствий - «горок», «качающихся мостов» и трамплинов. На снимке курсант «шпарит» на знаменитой «макаке» (М-1А) по довольно узкой горке.

       Два часа ночи, звонок. Вы, небось, вздрогнули бы и потянулись за мобильником? Тогда же не было даже домашнего телефона - звучал звонок дверной: «Собирайся, «Мото-Сайкл» пришел». Прыгаем на мотоциклы, заезжаем за приятелем, знающим английский язык, - и вот уже он с триммером в руках, как сексуально озабоченный разглядывает жесткое порно, осторожно переворачивает страницы. Иногда удавалось выпросить, выменять или попросту выкупить страницу с понравившейся статьей. Тогда на моей стене в 4-метровой комнате и появлялось изображение новинки с растленного Запада... Чуть позже, уже в 70-х, прибегали к другому варианту. Представьте, научно-техническая библиотека, безо всякой рекламы и вывески она затерялась в огромном старинном доме, как раз напротив Сандуновских бань. Технология «работы» с журналом проста как орех. Для начала нужно было молча попросить (проще - украсть) всего один журнал. Обычно это происходило раз в месяц по так называемым открытым дням, когда все журналы раскладывали на столах - выбираешь любой и по-тихому... В будни просишь подписку за год, выдергиваешь понравившийся журнал, на его место кладешь прочитанный. Девушка-библиотекарь пересчитывает журналы, их, как положено, двенадцать. Она уносит подписку в архив, я новый журнал - домой... Да простят меня служительницы библиотеки: я ведь потом вернул все журналы после того, как прочитал их дома, не спеша...

Колеса той эпохи. Какой была мототусовка в 50-е годы прошлого столетия?

       В одном из них увидел BMW с передней маятниковой вилкой - и заболел. Почему такую же вилку не сделать тут, у нас! Возможности были, и не малые - в те времена в стране еще не всех мастеров и специалистов передушили.

       Мой приятель работал в авиационной туполевской фирме. В ней можно было и черта сделать, не то что вилку. Но как этого черта вынести через проходную? Мы с дружком разработали чертежи маятника с таким расчетом, чтобы, когда его изготовим, можно было спрятать под одеждой: маятник должен был разбираться на мелкие детали. Такие металлоискатели, какие есть сейчас - те, что сканируют во весь рост - не существовали, «рентгеном» работали только тетки-вахтерши... Чтобы соорудить вилку, изготовили мощный стапель, в нем сварили маятник из хромансилиевых труб 30ХГСА, потом, не снимая его со стапеля, в печи сняли напряжение металла (нормализовали) и только после того, разобрав по частям, вынесли маятник с завода... Согрешили, было. Но не против людей - против античеловеческих порядков, установленных по эту сторону «железного занавеса». Никто не мог творить - ни те, кто, как мы, работал с «железом», ни те, кто работал кистями или резцами. Жить «иначе» означало шаг в сторону, за который - расправа. Грешить приходилось - «занавес» вынуждал.

       ...Теперь уже меня, как когда-то Крупенина, ждала толпа на толкучке. Она, кстати, опять переехала - в Останкино. Теперь уже я высокомерно отворачивался от местного «сказочника Андерсена». Тот бил себя кулаком в костлявую грудь и вопил - мол, у одного деда в недалекой деревне в сарае стоит точно такой же, да нет, даже лучше - новый, в ящике, в масле, только что надо отмыть куриный помет... Я таких балагуров научился «лечить».

Колеса той эпохи. Какой была мототусовка в 50-е годы прошлого столетия?

Спортивный праздник в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького. Студенты Института физкультуры имени Сталина демонстрируют праздношатающейся публике «коронный» номер - «Мотоджаз». В качестве сцены выступал слегка переделанный М-72. Что интересно, джаз даже играл, и, как вспоминают старожилы, довольно сносно... Лето 1958 года. Летом 1967 года мототусовку Москвы всколыхнуло знаменательное событие - в столицу приехали со всего мира участники Международного ралли FIM. Такого количества иностранной, а главное современной мототехники москвичи ранее не видели никогда!.. На фото представитель команды Франции с любимой собачкой на BMW.

       Это просто: как только тот заткнется, я указываю на заднее седло - садись, дескать, прокатимся до той самой деревни. Он сразу начинает корчиться, будто ему в задницу сыпанули патефонных иголок - мол, сейчас не могу, дети ждут, и каша на плите... И под гогот толпы растворялся в толчее... А те, что оставались, благоговейно трогали мотоцикл, меряли и зарисовывали мою гордость - передний маятник: все хотели такой же.

       Произошел и курьезный случай с одним из таких самопальных маятников (свой я законно считал фирменным), который чуть не окончился трагически. Мой приятель-таксист приехал в Останкино на машине с шашечками присмотреть себе мотоцикл. Достойный, как казалось с первого взгляда, аппарат стоял в ряду других: с огромным оппозитом М-75 (существовали такие наши спортивные моторы с очень красивыми головками, а-ля R75) в мягкой раме и, что самое главное, с передним маятником. Тот маятник и стал решающим аргументом для моего приятеля в пользу покупки. Осталось машинку опробовать. Раньше продавцы на рынке решались на «тест-драйв» проще, потому что так, как сейчас, мотоциклы не «перли». Ключ в замок, несколько ударов ногой по кику и... Я поздно спохватился: когда мотоцикл уже отъезжал, я профессиональным взглядом (сколько этих мотоциклов переделал!) заметил, что колеса не в одной плоскости. Я свистнул - но приятель был уже далеко...

       Одинокое такси стояло на давно опустевшей толкучке, а его хозяин все не возвращался... Мотоцикл мы нашли километра за три, прислоненным к фонарному столбу. К нему уже возвращался, слава богу, живой, но с руками, перебинтованными по самые плечи, мой приятель. На его лицо лучше было не глядеть - оно стало неузнаваемым... Но хоть в чем-то ему должно было в этот день повезти. И ведь повезло: он ляпнулся как раз напротив главного входа в больницу. Я мог бы и не спрашивать, что случилось - он сам сказал: раскидало на ста двадцати: «Не «стоит» на дороге ни хрена этот маятник, мать его...»

Колеса той эпохи. Какой была мототусовка в 50-е годы прошлого столетия?

       Но это еще не все. Ему предстояло отогнать машину в парк, а обе руки не гнулись, болели и кровоточили. Я сел за руль, довел машину до парка. «Ты только перед воротами ее ровно поставь, - просил он, - я отожму сцепление, ты воткнешь передачу и уходи - дальше сам. А то у нас строго»... Из-за угла я наблюдал картину: вышел «вратарь», заглянул в водительское окно и еще долго ходил вокруг автомобиля. Потом как бы сам себе говорит: «Пятнадцать лет стою на воротах, всякого повидал, но чтобы вот так - машина цела, а водитель вдребезги - вижу впервой...»

       Самый достойный из послевоенных мотоциклов, на котором я прокатился, был английский «литровый» «Ариэль». Я его сам приятелю и сосватал. На свою голову. Мотоцикл довольно долго принадлежал одному из личных охранников Берии. Большой, видать, был любитель. Не стану вдаваться в подробности, но когда мой приятель заехал на нем ко мне во двор, я понял, что совершил роковую ошибку: похоже, думаю, мое превосходство на улицах Москвы кончилось. Мотоцикл выглядел классно: черный, огромный, с коляской-качалкой и на «сухой» раме. Но мотор!... Мрачная «квадрочетверка», с воздушным охлаждением! То есть четырехцилиндровый мотор с расположением цилиндров два спереди и два сзади в одном чугунном блоке. День был не жаркий, но на огнедышащий мотор, где пара задних поршней выдавали жару не меньше, чем мартеновская печь, страшно было смотреть. Если на него плюнуть, то до ребер цилиндров ничего не долетало.

       И вот что я слышу: мой дружок в предвкушении реванша за долголетние проигрыши в заездах, плотоядно усмехнувшись, заявил: «Сейчас отцеплю коляску - и айда на шоссе!»

Представители малоуважаемой всякими снобами («англичанистами», «харлейщиками» и проч.), но очень обширной мотороллерной тусовки со своим тотемом - «Вяткой» ВП-150 производства Вятско-Полянского машиностроительного завода. У «тотема» тяжелое название-«Молот»... Начало 60-х годов. Офицер-танкист демонстрирует редкое в 50-х годах умение ездить «без рук», стоя на багажнике «Иж-350». От представительниц прекрасного пола у «артиста» отбоя не было.

       Стартуем. Первая, вторая, третья... Ничего подобного со мной не случалось ни до, ни после. Из-за жуткого воя «четверки» (мы выехали, само собой, без шлемов) я впал в полную прострацию и напрочь забыл про четвертую передачу - и «Ариэль» на своем потрясающем моменте начал меня объезжать. Когда ко мне наконец вернулось сознание, я, подоткнув нужную передачу, стал медленно его доставать. То была гонка паровых колесных пароходов на Миссисипи. Как в рапидном показе киносъемки, я медленно, по миллиметру, но все же объехал его.

       На приятеля больно было смотреть. А ведь у него дома нас ждал накрытый стол - так он был уверен в своей победе. Но сейчас сидел в кювете рядом с брошенным на бок мотоциклом и отрешенно разговаривал сам с собой: «Свечи поменял, зажигание выставил, трамблер новый - «Лукас», подача есть, карбюратор чистый...»

Колеса той эпохи. Какой была мототусовка в 50-е годы прошлого столетия?

       Еще одним «Ариэлем» владел мастер спорта Валерий Котомин, чемпион СССР в классе 125 см3 в шоссейных гонках и в ледовом спидвее. То уже более современный мотоцикл, если мне не изменяет память, 55-го года выпуска. С рамой, у которой маятник был, но он заканчивался странно - свечными подвесками. Мотор - с гильзованным алюминиевым блоком и красивым «пауком» из четырех выхлопных труб по две с каждой стороны, мощностью 52 л.с. Попал он к Валерию из мотомузея города Серпухова. В музее много было интересной двухколесной техники, которую известным спортсменам выдавали на долгосрочные тесты. Потом эти мотоциклы в КБ разбирали, осматривали, анализировали, почему они так быстро и долго ездят, а точнее, пытались понять, как сделать, чтобы мотоциклы «у нас» получались лучше, чем «у них». На том все и заканчивалось. Иногда кому-нибудь, не совсем прямым путем, усыпив недремлющее око «неподкупных» совдеповских чиновников хорошей взяткой, удавалось вымутить мотик себе. Котомину это удалось.

       Ездил он отвязно. Всегда так ездил - что в гонках, что по улицам. Мне рассказывал Виктор Ященко, девятикратный чемпион СССР в гонках на грузовых автомобилях: «Как-то раз сдуру я попросил Котомина подвезти меня домой. Как ехали по Москве-то помню смутно. Вот укладывает он свой «Ариэль» в очередной поворот - за нами длинный хвост «бенгальского огня» - от чирканья боковыми подножками об асфальт, вернее тем, что от подножек осталось. Кошу глазом на «смиттовский» спидометр (очень, скажу вам, точный прибор) - 150 км/ч. Въезжаем в переулок - узенький, еле уместились. На углу пивная палатка. Только и успел заметить: мужики рот открыли, чтобы пивка отхлебнуть, да забыли, зачем открыли... Когда я пришел в себя, говорю: «Валера, переулок не тот - мой проскочили». Он молча разворачивается, и, когда подлетали к той же пивной палатке, скорость опять была 150. Бедные алкаши! Еще стояли с открытыми ртами, даже не успели пену сдуть...

       Валерий жил на Котельнической набережной, это в центре столицы, до окраины - верст пятнадцать, отсюда до Серпухова, куда ездил часто (делал там моторы) - 100 км. Дорога занимала у Котомина 40 минут... Тот мотоцикл позже купил мой товарищ, и мне удалось достаточно много на нем поездить. Это была первая «четверка» в моей жизни...

Снимок на 1-й странице обложки журнала: Фотоаппарат неизвестного фотографа запечатлел типичную сценку из московской внутридворовой мотоциклетной жизни. Трое «спецов» оживляют уже изрядно потрепанный жизнью «Харлей» WLA-42 с коляской от отечественного М-72. Такие аппараты, повоевав на Отечественной, потом долго еще возили патрульных милиционеров и чинов ОРУД-ГАИ. И только после окончания срока амортизации мотоциклы продавали в частные руки. Конец 1950-х годов.
(Стр. 2)
[1] [2]

В начало статьи

Источник материала : журнал "МОТО"

Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды

Copyright (c) 2003-2024, ООО "МОТО-ВЕЛО". Все права защищены.
Новости    Объявления    О компании    Магазин    Корзина    Как заказать    Скидки    Каталоги
Ремонт    Прокат    Статьи    Вакансии    Контакты    Написать нам    Мотоклуб

 
Яндекс цитирования