Last Man Standing 2007 - последний оставшийся в живых. Гонки на внедорожных мотоциклах.
Константин КЛЕБЛЕЕВ,
остров Сахалин,
фото автора
Однако и это еще цветочки. Впереди самый страшный участок трассы, названный «Могилой» (Grave). To, что здесь, даже самому «оторванному» мотоциклисту не привидится в кошмарном сне. Представьте: склон с уклоном в 45 градусов, длиной около 120 метров, некогда существовавший как монолитная плита. Но в силу трудно объяснимых природных процессов с плитой что-то произошло, и она раскололась на десятки глыб самых разных размеров. Глыбы расползлись примерно на метр-два друг от друга, и между ними образовались проймы двухметровой глубины. Гонщикам разрешалось подняться по этому склону любым способом. Но более трети участников сошло с дистанции именно здесь - они так и остались в «Могиле».
Если организаторам казалось, что на каком-либо отрезке трассы ехать просто, еще до старта гонки его либо отгораживали забором, либо заваливали валунами и бревнами - чтобы сделать абсолютно непроходимым... Кто-то из участников потом скажет: «Это были 120 км пекла».
КОМАНДЫ И ГОНЩИКИ.
Из Хьюстона до места соревнований пришдось добираться более семи часов. Еще в темноте, в три часа утра, я вышел на площадку, отведенную для команд и прессы. В ярких лучах прожекторов увидел, что практически все кемпинги и палатки оранжевые - это фирменный цвет КТМ. В этом полыхании цвета гегемона внедорожных соревнований и уснул.
Проснулся от рева мотоциклов. Наспех умывшись, выскочил из кемпинга. И сразу получил приличную дозу адреналина в кровь - в голове пронеслись воспоминания. Дело в том, что в мае 2006 года я уже был здесь - участвовал в отборочных соревнованиях за право участвовать в Red Bull Last Man Standing. Помню свой предстартовый мандраж. Но он исчезает, как только судья дает отмашку... Я готовился к гонке почти целый год, занимался с тренером практически каждый день: утром - в спортзале, после обеда - на трассе... Та отборочная гонка многое во мне изменила. Стартовали в восемь утра при жаре 34 градуса, а финишировали в два часа дня, когда стало +39°. Многие были на грани потери сознания. В том заезде я пришел 56-м из почти 350 стартовавших, а мой товарищ Олег Бибиков финишировал 34-м. Это была самая сложная гонка в моей жизни.
Вдохновленный воспоминаниями, побежал к кемпингам участников. Пестрят шатры КТМ, но при свете дня различил и других, хоть и редких, участников -Yamaha, Honda, Kawasaki, Suzuki и даже GasGas. Но я иду на оранжевое.
Австрийский производитель представлен сразу двумя заводскими командами - КТМ Racing и КТМ Red Bull. В составе КТМ Red Bull звезды первой величины. Лидер - гигант от природы и «чемпион всего на свете» Дэвид Найт. Вместе с ним Кайл Редмонд, Майк Лафферти, Джастин Соул, Джастин Вильямсон, Натан Канней и Тедди Блазусиак из польского Кракова. Вторая заводская команда КТМ по составу куда скромнее, зато в ней единственная среди участников девушка гонщик-профессионал. Она прошла квалификацию.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ.
Хочу обратить внимание на своеобразную деталь в заводских мотоциклах КТМ - на подвеску. Перья вилки подозрительно толстые - заметно толще, чем стандартные 48-миллиметровые перья: диаметром примерно 51 или 52 мм. У механика КТМ я поинтересовался, какие преимущества получает гонщик от такой подвески. Тот объяснил: эти сверхоблегченные перья спроектированы специально под каждого гонщика - с учетом его веса и манеры пилотирования - и рассчитаны всего на две гонки. Перья стоят порядка 105 тыс. долларов и идут в комплекте со специальными траверсами. Признаться, поначалу во мне возникло желание и себе приобрести такую опцию, но как только услышал о цене сего шедевра инженерной мысли, мой интерес в момент испарился.
Не могу не рассказать о еще одной команде, преимущественно использующей мотоциклы КТМ - команде «Кристини» (Christini). Ее мастера-технари дорабатывают обыкновенные мотоциклы - превращают в полноприводные. Да, все мы знаем о существовании полноприводных байков. Yamaha даже освоила мелкосерийное производство модели WR-450F с гидроприводом на переднее колесо и уже обкатала их на нескольких гонках мирового уровня. Однако то, что делают здесь, - другое: специалисты применили механический принцип передачи на переднее колесо. Если в двух словах, то использованный ими принцип можно описать так. Цепной привод со второй моторной звезды передается на вал, расположенный в раме, оттуда сложным путем посредством редукторов попадает на вилку, после чего двумя приводами поступает прямо к ступице переднего колеса. Конструкция дает определенное преимущество при прохождении уклонов со сложным рельефом: переднее колесо теперь способно цепляться за атакуемую поверхность и затаскивать мотоцикл на препятствие, вместо того чтобы бесполезно болтаться в воздухе.
Помимо нескольких крупных заводских команд с серьезными бюджетами, на гонку приехали мелкие, а также «частники», выступающие в личном зачете. В большинстве своем пилоты понимали, что шансов у них никаких, но все были полны оптимизма.
КВАЛИФИКАЦИЯ.
Сюрпризов не произошло. Дэвид Найт занял первое место по итогам квалификации, за ним, как по «партийным спискам», выстроились гонщики трех основных команд - КТМ Red Bull, КТМ Factory Racing и Christini. В сотню выдержавших испытание квалификацией попали и многие «личники».
Не обошлось без курьезов. Один частный гонщик так заморочился на спецучастке с бревнами, что умудрился сделать стоппи, причем фееричным образом: с ходу уперся в бревно, задрал заднее колесо в воздух, а сам навалился на руль и вытянул ноги вверх. В такой «березке» он умудрился простоять пару секунд - чем вызвал бурю зрительских оваций. Другой участник не смог переехать горку из бетонных труб: переднее колесо зависло без сцепления, едва перевалив через верхнюю трубу, и мотоцикл «сел» на мотор. Гонщик слез с мотоцикла, обхватил его ногами спереди и пытался затащить наверх, принимая при этом позы, которым позавидовали бы и мастера камасутры. Публика была в экстазе!..
Квалификация завершилась. Сотня удачливых получила стартовые номера и расползлась по норам отсыпаться перед завтрашней гонкой.