Починка поломок скутеров
Владимир ЕФИМОВ, Москва,
специалист по ремонту мототехники
Регулировка карбюратора
Вот базовые регулировки карбюратора, от которых нужно «плясать»: винт регулировки оборотов холостого хода - 4-5 оборотов, винт качества смеси -1,5-2 оборота. Установите винты в эти положения, заведите и отрегулируйте винтом холостого хода (см. фото) обороты колен-вала так, чтобы двигатель работал устойчиво, а заднее колесо медленно вращалось (и приводило в действие маслонасос).
Катайтесь и периодически проверяйте, надежно ли присоединены подведенные к карбюратору трубки. Не обходите вниманием и трубку вентиляции поплавковой камеры: если она засорится, карбюратор перестанет работать.
Карбюратор: 1 - вентиляционная трубка: 2 - винт регулировки оборотов холостого хода: 3 - винт регулировки состава бензовоздушной смеси.
Воздушный фильтр
Если ездите в сельской местности с ее вечно пыльными дорогами, фильтрующий элемент следует промывать не реже раза в неделю: с грязным фильтром скутер теряет мощность. Если он забьется, разрежение во впускном трубопроводе может сместить фильтрующий элемент, и он станет пропускать пыль. Достаточно нескольких дней езды с подсосом пыльного воздуха, чтобы двигатель вышел из строя.
Для чистки воздушного фильтра отсоедините крышку его коробки, вытащите фильтрующий элемент и промойте проточной водой с каким-нибудь моющим средством. Высушите его или отожмите, завернув в газету. Сухой и чистый фильтрующий элемент пропитайте небольшим количеством специального или хотя бы обычного моторного масла и отожмите.
Регулярно проверяйте состояние патрубка воздушного фильтра. Прозеваете трещину (указана стрелкой) - в двигатель будет поступать неочищенный воздух.
Проверка компрессии
Двигатель может плохо запускаться из-за низкой компрессии. Это неприятный диагноз. Он означает, что износ цилиндро-поршневой группы (цилиндр-кольца-поршень) достиг критического значения.
Для проверки состояния двигателя воспользуйтесь компрессометром. Откройте ручку газа и проверните коленвал на несколько оборотов. На холодном двигателе прибор должен показать 8-10 кг/см2. При компрессии меньше 8 кг/см2 мощность мотора существенно снизится. Некоторое время с такой неисправностью поездить можно, однако мотор будет более или менее хорошо тянуть только на высоких оборотах. Если прибор покажет значение меньше б кг/см2, мотор запустить очень трудно. Можно поправить дело - установив новые поршневые кольца... Если же получите 4 кг/см2 и ниже, полумерами не обойтись - придется заменить всю ЦПГ.
Компрессия более-менее достаточная.
Электростартер
О том, что сломался его привод, можно узнать по посторонним звукам при включении этого агрегата. Пользоваться таким стартером нельзя! Следует как можно быстрее найти и устранить поломку, иначе неисправные детали заклинят мотор или трансмиссию. Типичная причина поломки - стартер включали при работающем двигателе. Что совсем не безобидно: может разрушиться корпус стартера.
Если же электростартер не подает признаков жизни, проверьте проводку, а затем работоспособность реле включения стартера.
Для этого замкните перемычкой два толстых красных провода в колодке реле (см. фото). Заменить электростартер просто. Открутите два длинных болта крепления крышки картера и, покачивая стартер из сторону в сторону, вытащите его.
Часто на скутерах с большим пробегом стартер при работе воет. Это означает, что в его подшипниках высохла смазка или накопилась грязь. Снимите стартер, отделите корпус его электродвигателя, промойте и продуйте подшипники, заложите консистентную смазку - и снова соберите стартер.