Что у нас в тюнинг-комплекте? В него входят: поршень с кольцами (поршневыми и стопорными), цилиндр и набор прокладок. При сборке смазывайте все детали моторным маслом. Масла не жалейте: первые минуты работы мотора после сборки самые ответственные, и детали не должны работать насухую!
Компрессионные кольца 4-тактного двигателя нельзя заталкивать в канавки как попало. Благодаря своей форме, они, как скребки, соскабливают масло со стенок цилиндра в картер - помогают маслосъемно-му кольцу. На верхней плоскости колец есть обозначение, обычно это буква А, но бывает, что в маркировке выбито что-то другое. Возьмите за правило: любая надпись на кольце должна быть направлена к головке цилиндров!
Обязательно разведите стыки колец на 120° между собою. Причем, если масло-съемное кольцо сборное, верхнее и нижнее из составляющих его колец нужно раздвинуть относительно того места, где должен быть зазор, на 20 мм в каждую(!) сторону. Как именно расположатся зазоры относительно, например плоскости вращения коленвала, не важно.
Устанавливайте стопорное кольцо так, чтобы его не деформировать! Иначе оно не зафиксирует палец и может выскочить, повредив стенку цилиндра. Проверить, хорошо ли сидят кольца в канавках, можно так: возьмите их узкими плоскогубцами за усик и попробуйте провернуть. В направлении к своему зазору кольцо должно двигаться с небольшим сопротивлением, а в обратную сторону - вообще не двигаться. Кончики колечка обязаны располагаться в одной плоскости. Проверьте его, положив на стол, при необходимости распрямите - подрихтуйте плоскогубцами.
Новенький занял свое место.
Устанавливать цилиндр куда удобнее с ассистентом.
Извлеките из старого цилиндра центрирующие втулки и установите в новый. Найдите в тюнинговом комплекте прокладку под цилиндр и наденьте ее на шпильки картера. В любом случае, при сборке мотора используйте только новые прокладки. В крайнем случае, тщательно очистите стык между сопрягаемыми деталями и смажьте силиконовым герметиком. Его можно безболезненно применять (в соответствии с инструкцией на тюбике) практически во всех узлах, кроме стыка под головкой цилиндра и в карбюраторе. Когда будете надевать цилиндр на поршень, сожмите поршневые кольца с помощью простейшей обжимки, например, изготовленной из пивной банки. Случается, что без такого приспособления поршень в цилиндр вообще не вставить. И не забудьте предварительно смазать зеркало цилиндра моторным маслом! Лучше работать вдвоем: пока один, сжимая пальцами кольца, проталкивает поршень в цилиндр, другой протаскивает цепь ГРМ.
А теперь притормозите сборку. Раз уж мотор разобрали, есть смысл промыть карбюратор, почистить камеру сгорания и выпускной канал головки цилиндра. Существуют специальные жидкости для снятия нагара в ДВС. Но иногда механики используют хозяйственные жидкости, предназначенные для чистки духовок и газовых плит, - они намного эффективнее. Но эта эффективность может оказаться чрезмерной. Такие средства, «съев» нагар, способны «надкусить» и алюминий деталей двигателя. Если все же решитесь на «скоростную» чистку, будьте осторожны! Рецепт таков: нагрейте деталь феном до 60°С, опрыскайте загрязненную поверхность из бытового пульверизатора и через две-три минуты, как только нагар размягчится (проверяйте твердость деревянной палочкой), тут же счистите его и промойте деталь водой. Примите во внимание, что полированные детали после такой чистки становятся матово-серыми.
Убедитесь, что поршень находится в ВМТ. Установите головку блока и постель с распредвалом. Положение его звездочки для этого мотора должно быть таким: одно большое отверстие - вверху, два маленьких - по бокам, параллельно краю головки цилиндра. Существуют различные рекомендации затяжки гаек крепления головки. Мы руководствуемся указаниями фирмы Piaggio. Чтобы их выполнить, нужно много терпения, зато прорыва газов не случится. Затяните гайки крест-накрест сначала с усилием 6-7 Нм, затем поверните каждую на 135°, а потом еще на 90°. Подождите немного и снова подтяните до 6-7 Н.м и еще два раза «пройдитесь» по гайкам, докручивая их каждый раз на 90°. Для тех, кому все это покажется слишком сложным, есть совет: затяните сразу все гайки в последовательности крест-накрест с усилием 20 Н.м. Если прокладки качественные, а сопрягаемые поверхности без повреждений, то этого обычно достаточно. Еще раз проверьте метки и установите натяжитель.
И снова не торопитесь! Раз головка снята, стоит проверить зазоры клапанов. Какими они должны быть? Лучше всего возьмите информацию из инструкции к скутеру. Если ее нет, не отчаивайтесь: у абсолютного большинства моторов скутеров следующие зазоры: у выпускного клапана - 0,15 мм, у впускного - 0,1 мм. При проверке оба должны быть закрыты.
Теперь нужно проверить регулировку клапанов и прикрутить крышку головки цилиндра.
И лишь теперь прикрутите клапанную крышку и соберите все остальное в порядке, обратном разборке. Замените масло и масляный фильтр. Все, тюнинг мотора завершен.
Результат не заставил себя ждать: уже во время обкатки мотор дал понять, что теперь он более тяговит. А после обкатки максимальная скорость возросла на 15 км/ч. Скут без труда везет двоих. Словом, после замены цилиндро-поршневой группы аппарат не узнать.
Благодарим за помощь в подготовке
материала компанию GX-moto