Пижонов просят не беспокоиться. Мотоциклы Laverda.
Пол «G.P.» ГАРСОН,
США, фото автора
Двухцилиндровый двигатель Laverda обнаруживает удивительное родство с моторами Honda 60-х годов.
ИСТОРИЯ LAVERDA
Франческо Лаверда, основатель компании, вел успешный бизнес - фирма производила сельхозтехнику в городе Бреганца, что в
Северной Италии. После Второй мировой войны необычайно вырос спрос на дешевые транспортные средства, и в 1947 году Франческо
спроектировал легкий 75-кубовый мотоцикл. Горные дороги
вокруг Бреганцы послужили отличным полигоном для испытаний, да и в соревнованиях эта «стрекоза» выступала великолепно. Так,
в популярной в те годы дорожной гонке Милан-Таранто в 1953 году гонщики на Laverda заняли 14 первых мест в классе 75 см3.
В следующем дебютировала не менее успешная 100-кубовая модификация.
Новый этап наступил в 60-е, когда сын Франческо, Массимо, спроектировал мотоцикл большой (по тем временам) кубатуры. Он взял
за образец превосходный 2-цилиндровый японский мотоцикл Honda CB77, но не только резко увеличил рабочий объем (с 300 до 650 см3),
но и заложил прямо-таки тевтонский запас прочности. 52-сильная модель пошла в серию в 1968 году, вскоре ее сменила 60-сильная
750-кубовая, а в 1972 году вышла на трассы знаменитая 750SFC (70, позднее 75 л.с). Первоначально она предназначалась только для
гонок, но поскольку успехи на треках приводят к росту продаж, то вскоре на сборке пошла дорожная версия. За десять лет всего
было сделано примерно 19 000 двухцилиндровых Laverda, в том числе 456 SFC. Многие до сих пор считают «твины» лучшими машинами
марки, а потому называют их «мотоциклетными Lamborghini».
Laverda 750SF2 - «мирная» версия «злобной» SFC.
Вдохновленный тем, что Honda успешно продавала 4-цилиндровый СВ750, в 1972 году Массимо предоставил покупателям выбор - предложил
им свою новую модель из того же класса с 980-кубовым 3-цилиндровым двигателем мощностью 80 л.с. (при 7200 об/мин) и «максималкой» 205 км/ч.
А в 1976 году дебютировала модификация jota - в то время самый быстрый серийный мотоцикл в мире: 225 км/ч. Jota победоносно выступала
в гонках: в 1976, 1978 и 1979 годах в ожесточенной борьбе с японскими и английскими марками выиграла чемпионаты Великобритании
для серийных машин.
Laverda экспериментировала даже с моторами совсем необычной для мотоцикла конфигурации: V6! Такой двигатель с жидкостным охлаждением,
двумя распредвалами в каждой головке и шестью карбюраторами спроектировали главный конструктор компании Лучано Дзен и перешедший из
Maserati инженер Джулио Альфиери. Мотоцикл дебютировал в 1977 году на мотор-шоу в Милане, но, хотя на него возлагались большие
надежды, на гоночной трассе он появился всего один раз. Это было во Франции, на гонке Bol d'Or 1978 года. Машина разогналась до скорости
290 км/ч, но сошла с дистанции из-за поломки.