Наше, народное R35: ОТ BMW К EMW.
Олег ДОЛЯ,
Павлодар, Казахстан,
иллюстрации автора
Спору нет, читать про всевозможные Brough Superior или Vincent, о которых рассказал «Мото», интересно и познавательно. Но вряд ли
неолигарх поставит такой мотоцикл в свой гараж... Между тем на
просторах бывшего СССР сохранилось немало машин по-своему интересных, о которых говорят: Наше, народное R35: ОТ BMW К EMW.
Автомобильная компоновка агрегатов: мотор с продольным расположением коленвала, за ним коробка передач и приводной вал.
Вот одно из самых ярких воспоминаний из далеких 80-х - тот случай навсегда определил мое отношение к старой немецкой технике.
Мы, тогда еще ребятишки, валялись на пляже на берегу Иртыша, как вдруг басовитый рокот заглушил шум прибоя. Оглянулись - увидели
картину, которая заставила замереть даже равнодушных к мотоциклам. Пара счастливых владельцев новеньких Jawa толкали свои
беспомощные в рыхлом песке аппараты, а третий на мотике какой-то неизвестной мне марки непринужденно ехал по, казалось бы,
непроходимому грунту. Чтобы вконец доканать и без того униженных «явистов», тот третий зажал передний тормоз и с высокомерной
улыбочкой прибавил газу: фонтан песка взметнулся метров на пять, а мотор мотоцикла, увязшего почти по ось заднего колеса,
продолжал молотить как ни в чем не бывало... Тогда я впервые увидел BMW R35 - то был он.
Финальнан модификация - EMW R35/3: со свечной подвеской заднего колеса.
Со своей кажущейся простотой «тридцать пятый» - весьма совершенный аппарат: если бы у него было четыре колеса, вы могли бы по
нему обучаться основам устройства автомобиля. Хотя и одноцилиндровый, мотор его верхнеклапанный 4-тактный, причем расположен в
раме продольно. Привод генератора - ремнем. В точности автомобильная конструкция сцепления. Коробка передач - с торчащим
по-автомобильному рычагом переключения. Карданная передача на заднее колесо. Рама, изящно обнимающая бензобак, отштампована
из листовой стали и сварена как кузов авто.
В этом ракурсе хорошо видны «жесткая» рама и подножки-платформы для пассажира.
История этого мотоцикла началась в 1937 году. Он стал логическим продолжением освоенной в 1925 году линейки одноцилиндровых
машин: R39, R2, R4 и т.д. Производством R35 занялся не головной завод в Мюнхене, а филиал в городе Айзенах. Еще в 1928 году
баварский концерн купил местную автомобильную компанию Dixi, и довоенные автомобили BMW выпускались именно на ее заводе. Большие
заказы Вермахта заставили развернуть на этом предприятии и производство мотоциклов. Модель R35 выпускали до середины войны, их
изготовили 15 386 экземпляров. Всего... Запомните эту цифру - позже сравните с другой.