Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мото-Клуб Мото-Клуб
НОВОСТИ    О НАС    СКИДКИ    РЕМОНТ    ПРОКАТ    СТАТЬИ    ВАКАНСИИ    КОНТАКТЫ    НАПИСАТЬ НАМ    КЛУБ
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Как заказать Мотоциклы, скутеры, велосипеды Магазин Мотоциклы, скутеры, велосипеды МагазинКаталоги Мотоциклы, скутеры, велосипеды Корзина Мотоциклы, скутеры, велосипеды Корзина Мотоциклы, скутеры, велосипеды Объявления Мотоциклы, скутеры, велосипеды Объявления Оптовикам Мотоциклы, скутеры, велосипеды Оптовикам Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Ремонт техники
Ремонт техники
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
ABM Raptor 250
Raptor
Racer 250cs
Racer
ABM ATV Apache 150
Apache
ABM Volcan 150
Volcan
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Отзывы наших клиентов
Наши дипломы
Ссылки
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. Скутеры двухтактные и четырехтактные. Эксплуатация, обслуживание и ремонт. Топливные системы мотоциклов и скутеров Мотоцикл ИЖ-Планета. Эксплуатация, обслуживание и ремонт. Учебник водителя мотоцикла. Скутер Honda Lead. Инструкция по устройству, техническому обслуживанию и ремонту. Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту скутера Suzuki Sepia. Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту скутера Yamaha Jog. Инструкция по эксплуатации мопедов Brize, Delta, Bingo. Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту мотоциклов Урал, Днепр. В путешествие на мотоциклах Урал вокруг света. Инструкция по ремонту мопедов с 4-тактными двигателями. Китайцы. Мопеды и мокики китайского производства. Delta, Musstang, Leader, Dingo, Sagitta, HongDou, Jianshe, Loncin, Simple, Zip Star, Alpa, Фермер, Dino Eriskay. Инструкция по эксплуатации мотоблоков Нева, Ока, Каскад. Инструкция по обслуживани и ремонту скутера Delta. Ремонт четырехтактного двигателя скутера. Устройство и эксплуатация мотоциклов Урал
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды

Четыре способа подмигнуть - какие бывают поворотники на мотоциклах

Четыре способа подмигнуть - какие бывают поворотники на мотоциклах

       «Я приобрел указатели поворотов на светодиодах. Когда включил, поворотники заморгали со скоростью пулемета. Как заставить светодиоды работать нормально, как и лампы?» - спрашивает нас Анатолий КУДРЯВЦЕВ из г. Великих Лук, что в Псковской области.

       В последнее время многие берутся переобустроить световые приборы мотоциклов, да не у всех получается. Как «научить» штатное реле поворотов работать со светодиодами, мы попросили рассказать Андрея СУСЛОВА, специалиста по ремонту мотоциклетного электрооборудования компании «Артмото».

Четыре способа подмигнуть - какие бывают поворотники на мотоциклах

Добавочное сопротивление в металлическом корпусе. Очень надежное, но и дорогое. Стрелками указаны проушины для крепления.

       Штатные реле поворотов встречаются с двумя и с тремя выводами. Если на вашем мотоцикле с тремя, - считайте, повезло: такому реле все равно, с какими световыми приборами взаимодействовать. А вот двухвыводные со светодиодами сосуществовать не желают.

       Чтобы понять, почему, посмотрим, как работают простейшие приборы, вроде тех, что устанавливали на советскую технику и старые скутеры. В них миганием ламп управляет металлическая нить, расположенная в корпусе реле. Когда поворотники выключены, она сжимает контакты, при включении указателей ток проходит через контакты и нить. Нить нагревается, растягивается, между контактами образуется зазор, соответственно, ток перестает течь - и лампочки гаснут. Нить остывает, укорачивается и сжимает контакты - лампы снова загораются... Если одна из ламп перегорела, потребляемого тока недостаточно, чтобы нагреть нить - и уцелевшая лампа светит постоянно. Некоторые современные двухвыводные электронные реле ведут себя так же. В сочленении с другими уцелевшая лампа, наоборот, начинает мигать очень часто и тем самым как бы предупреждает водителя о неисправности.

       Но ведь светодиоды потребляют в несколько раз меньший ток, чем лампочка - вот почему светодиодные указатели поворотов в электросхеме с двухконтактным реле либо горят постоянно, либо моргают как сумасшедшие. Но не расстраивайтесь - сбрендившую электронику нетрудно усмирить.

Четыре способа подмигнуть - какие бывают поворотники на мотоциклах

Керамическое добавочное сопротивление - вещь надежная... когда лежит на столе. На мотоцикле рассыпается за сезон.

СПОСОБ ПЕРВЫЙ: ОБМАНУТЬ.

       Самый простой и самый неудачный способ - когда параллельно новым поворотникам подключают штатные лампы и прячут их с глаз подальше куда-нибудь в глубь мотоцикла. Учтите, мощность ламп велика, и пока вы с включенными поворотниками будете ждать, когда загорится стрелка светофора, лампы успеют разогреться до ста и более градусов и расплавить окружающий их пластик. А кроме того, их нужно надежно закрепить - иначе от вибрации или разобьется стекло, или разорвется нить накаливания.

Четыре способа подмигнуть - какие бывают поворотники на мотоциклах

Подключение дополнительных резисторов. VD1-VD4 - светодиодные указатели поворотов; R - дополнительные резисторы; S - переключатель на руле.

       Обманите грамотно! Подскажу как: при помощи дополнительных резисторов. Их тоже устанавливают параллельно поворотникам, причем достаточно по одному на правую и левую стороны мотоцикла. Можно подобрать резисторы методом проб и ошибок (они недорогие) из 20-ваттных с номиналом 5-20 Ом - чтобы лампы моргали приблизительно 90+20 раз в минуту (по ГОСТ). Но радиотехнические детали не предназначены для работы при вибрации, и если их неудачно закрепить, быстро развалятся. Резисторы желательно установить снаружи - здесь они будут лучше охлаждаться да и ничего не расплавят. Если, конечно, не умудритесь прикрепить их к пластику. Другое дело, «за бортом» их может повредить сырость. Кроме того, их нужно тщательно изолировать от «массы» - чтобы не произошло короткого замыкания.

Четыре способа подмигнуть - какие бывают поворотники на мотоциклах

Чтобы разобрать «жигулевское» реле поворотов, подденьте тонкой отверткой (лучше двумя) его основание и, стараясь не перекашивать, выньте из корпуса.

       В продаже встречаются специальные дополнительные сопротивления. Комплекты светодиодных поворотников некоторых фирм уже содержат такие детали, они хорошо заизолированы, но учтите, детали с керамическим корпусом недолговечны: уже через год могут рассыпаться. Металлические же корпуса прочные, надежные, у них есть проушины для крепежа и ребра для охлаждения. Всем хороши эти детали... кроме цены - она сравнима со стоимостью поворотников. Кроме того, дополнительные резисторы сводят на нет важное преимущество светодиодов - малый потребляемый ток. Может, для «литрового» супербайка это и не столь важно, но для скутера с его слабеньким генератором сэкономить лишний десяток ватт не помешает.

СПОСОБ ВТОРОЙ: ЗАМЕНИТЬ РЕЛЕ.

       Если вы разбираетесь в электрике, рискните самостоятельно заменить двухконтактное реле трехконтактным. Один из трех контактов подключите к «массе» мотоцикла. Какой именно - выясните, изучив электросхему мотоцикла, для которого прибор предназнчается «по штату». Обычно электронные реле поворотов очень надежные - их можно смело покупать на «разборках». Но при покупке все-таки попросите проверить их работоспособность, заодно и узнаете, какой вывод куда подключать. При установке придется перепаять разъем вашего аппарата. Найти в нем «плюс» просто - включите зажигание и подсоедините поочередно к обоим проводам вольтметр или лампочку, подсоединенные вторым выводом к «массе». Провод, на котором «плюса» не будет, идет к переключателю на руле. Б/у реле обычно продают за 250-400 руб. Новое стоит намного дороже. Разбираться в его подключении придется самому - инструкций к ним не прилагают.

Четыре способа подмигнуть - какие бывают поворотники на мотоциклах

Если основание реле перекосите, можете обломать проволочки (места разрывов указаны стрелками), идущие к клеммам. Повредите - не беда, заменить их просто, но зачем вам лишние хлопоты?

СПОСОБ ТРЕТИЙ: ПЕРЕНАСТРОИТЬ.

       А если вы дружите еще и с паяльником (лучше, конечно, чтобы и он дружил с вами), можно поступить еще проще. Купите реле поворотов от «Жигулей» с индексом 495.3747А (стоит 40-60 рублей и продается в любом магазине запчастей), с помощью тонкой отвертки (сподручнее работать с двумя) разберите корпус, как показано на фото. Старайтесь не перекосить основание, чтобы ничего не сломать. Если от платы оторвутся проводки, ведущие к клеммам, не страшно: припаять их на место - минутное дело. Главное, не повредите плату. Внутри увидите механическое реле, микросхему и конденсатор. Увидите и резисторы, но их трогать не нужно. Обычно емкость конденсатора составляет 2,2 мкФ, и он рассчитан на 50 В - все это написано на корпусе. Чтобы поворотники мигали с «правильной» частотой, конденсатор нужно заменить другим, приблизительно вдвое большей емкости, например, 4,7 мкФ и тоже на 50 В (около 10 руб.). Когда начнете перепаивать детали, обратите внимание, где нарисован «минус» на корпусе штатного конденсатора: новый нужно впаять точно так же! После сборки разъем корпуса реле желательно загерметизировать - смазать силиконовым герметиком. Но это не все. Обычно «жигулевское» реле не желает просто так работать со светодиодами - реле не щелкает, поворотники не включаются. Параллельно одному из левых и правых указателей подпаяйте по сопротивлению 2, а может быть и 1 кОм с рассеиваемой мощностью не менее 0,25 Вт. Ток через эти резисторы течет мизерный, и они практически не греются. Поэтому детали можно прикрепить изолентой или термоусадочным кембриком прямо к проводам. И поворотники начнут работать по ГОСТу: сразу после включения зажгутся на какое-то время, а потом замигают с положенной частотой. Главный недостаток переделанного реле: оно уже не известит водителя о перегорании поворотника. Кроме того, оно оборудовано механическими контактами, а они, как любая механика, менее надежны, чем электроника. Но этим недостатком можно пренебречь: «светодиодные» токи слишком малы, чтобы контакты подгорели.

Четыре способа подмигнуть - какие бывают поворотники на мотоциклах

       Схема самодельного реле поворотов. DD1 - NE555 (КР1006ВИ1); VT1 - IRFU5305; VD1-VD4 - светодиодные указатели поворотов; С1 - 2,2-4,7* мкфх50 В; С2 - 0,1-0,2 мкФ; R1 = 0.1R2; R2 200'кОм; R3 - 3 кОм; R4 - 1-1,5 кОм; S - переключатель на руле. Номиналы деталей, помеченные звездочками, нужно подобрать опытным путем.

СПОСОБ ЧЕТВЕРТЫЙ: СДЕЛАЙ САМ.

       Если вы в принципе любите мастерить, соорудите полностью электронное реле поворотов. В нем нет механических контактов, и оно будет с одинаковым успехом работать и с лампочками, и со светодиодами. Но в таком реле кроется и недостаток: оно сразу же начинает работать при включении зажигания. Предугадать, сразу ли загорятся поворотники при включении переключателем на руле или чуть погодя, невозможно.

Четыре способа подмигнуть - какие бывают поворотники на мотоциклах

       Часто в пластик мотоцикла врезают автомобильные добавочные указатели поворотов. В комплекте с ними - провода, хомуты, крепеж и прочее. Устанавливать их удобно, но светят они слишком слабо.

       В основе самодельного реле - таймер NE555 (его можно заменить отечественным аналогом КР1006ВИ1, но надежность не гарантирую). Он управляет силовым полевым транзистором IRFU5305. Его можно заменить аналогичной по свойствам деталью с Р-каналом. Причем сопротивления нужны только в случае, если установите аналог. IRFU5305 прекрасно обходится и без резисторов. Сопротивления R1, R2 и конденсатор С1 нужно подобрать опытным путем - от них зависит частота мигания поворотников. Единственное требование: сопротивление резистора R1 должно быть в 10 раз меньше, чем у R2. При подборе деталей отправной точкой могут стать значения R2 200 кОм, а С1 -2,2-4,7 мкфх50 В. Чем меньше величина сопротивления и емкость конденсатора, тем чаще будут мигать указатели поворотов. Все это можно разместить в корпусе любого автомобильного реле - на ближайшей станции техобслуживания у электриков наверняка найдется такое, которое не жалко подарить. Цена транзистора и микросхемы - по 5-10 рублей, резисторов - от 50 копеек до рубля.

Четыре способа подмигнуть - какие бывают поворотники на мотоциклах

Двухвыводное реле поворотов Yamaha R6 (в красном круге). 1 - коричневый провод - «плюс»; 2 - провод с белой полосой идет к переключателю на руле.

       Чтобы оценить стоимость каждой из этих переделок, прибавьте к деньгам, отданным в уплату за детали, стоимость вашего труда, но и вычтите стоимость удовольствия от удачно выполненной работы. Если, конечно, сможете оценить его в денежном эквиваленте. В итоге, уверен, денежные затраты покажутся ничтожно малы.

Четыре способа подмигнуть - какие бывают поворотники на мотоциклах

В этом реле место штатного конденсатора емкостью 2,2 мкФ (лежит рядом с реле) занял другой - на 4,7 мкФ.


В начало статьи

Источник материала : журнал "МОТО"

Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды

Copyright (c) 2003-2024, ООО "МОТО-ВЕЛО". Все права защищены.
Новости    Объявления    О компании    Магазин    Корзина    Как заказать    Скидки    Каталоги
Ремонт    Прокат    Статьи    Вакансии    Контакты    Написать нам    Мотоклуб

 
Яндекс цитирования