Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мото-Клуб Мото-Клуб
НОВОСТИ    О НАС    СКИДКИ    РЕМОНТ    ПРОКАТ    СТАТЬИ    ВАКАНСИИ    КОНТАКТЫ    НАПИСАТЬ НАМ    КЛУБ
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Как заказать Мотоциклы, скутеры, велосипеды Магазин Мотоциклы, скутеры, велосипеды МагазинКаталоги Мотоциклы, скутеры, велосипеды Корзина Мотоциклы, скутеры, велосипеды Корзина Мотоциклы, скутеры, велосипеды Объявления Мотоциклы, скутеры, велосипеды Объявления Оптовикам Мотоциклы, скутеры, велосипеды Оптовикам Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Ремонт техники
Ремонт техники
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
ABM Raptor 250
Raptor
Racer 250cs
Racer
ABM ATV Apache 150
Apache
ABM Volcan 150
Volcan
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Отзывы наших клиентов
Наши дипломы
Ссылки
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. Скутеры двухтактные и четырехтактные. Эксплуатация, обслуживание и ремонт. Топливные системы мотоциклов и скутеров Мотоцикл ИЖ-Планета. Эксплуатация, обслуживание и ремонт. Учебник водителя мотоцикла. Скутер Honda Lead. Инструкция по устройству, техническому обслуживанию и ремонту. Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту скутера Suzuki Sepia. Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту скутера Yamaha Jog. Инструкция по эксплуатации мопедов Brize, Delta, Bingo. Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту мотоциклов Урал, Днепр. В путешествие на мотоциклах Урал вокруг света. Инструкция по ремонту мопедов с 4-тактными двигателями. Китайцы. Мопеды и мокики китайского производства. Delta, Musstang, Leader, Dingo, Sagitta, HongDou, Jianshe, Loncin, Simple, Zip Star, Alpa, Фермер, Dino Eriskay. Инструкция по эксплуатации мотоблоков Нева, Ока, Каскад. Инструкция по обслуживани и ремонту скутера Delta. Ремонт четырехтактного двигателя скутера. Устройство и эксплуатация мотоциклов Урал
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды

Кабическая сила - скутеретта Honda Super Cub

Александр Воронцов, фото Honda

Кабическая сила - скутеретта Honda Super Cub

       Самый популярный в мире мотоцикл - вовсе не спортбайк, круизер или эндуро, а непритязательная скутеретта Honda Super Cub. За полвека в Японии и других странах сделали больше 60 миллионов (!) этих машин.

       Время и место: лето 1954 года, парижский аэропорт «Орли». Невысокий человек с восточными чертами лица раздражённо натягивает на себя два свитера и тяжёлое пальто, рассовывая по карманам какие-то железяки. Перевес! А так хотелось увезти с собой побольше... деталей и технической литературы.

Кабическая сила - скутеретта Honda Super Cub
Super Cub C100

Самый первый экземпляр Honda Super Cub C100, выпущенный в 1958 году, был передан в префектуру Токио. После 20 лет ежедневной безупречной службы компания вернула его и поместила в свой музей.

       Это господин Соичиро Хонда, президент совершенно никому в Европе не известной мотоциклетной компании, возвращается из своей двухмесячной командировки. Впрочем, самое главное не взвесить на весах и не отнять таможенникам: бесценные знания, полученные в результате посещения заводов, салонов и шоу-румов.

       Помимо прочих тенденций, Соичиро уловил и такую: на рынке Европы появилось транспортное средство, сочетающее в себе экономичность и простоту мопеда, динамику 50-кубового мотоцикла и защищённость скутера: скутеретта. Вот какой должна быть новая машина, которая придёт на смену мотовелосипеду!

Кабическая сила - скутеретта Honda Super Cub
Honda Cub - предок модели Super Cub начала 50-х годов, просто велосипед с моторчиком.

Honda Cub - предок модели Super Cub начала 50-х годов, просто велосипед с моторчиком.

       Надо сказать, что хотя в середине 50-х годов производственная программа компании Honda включала в себя уже десяток аппаратов, вплоть до 350-кубового Dream SB, главную прибыль ей приносили мотовелосипеды. Собственно, история концерна началась с того, что в 1947 году Хонда-сан приобрёл по случаю и совсем недорого партию моторчиков от армейских бензогенераторов. Купив небольшой сарай, он усадил десяток рабочих за установку этих «тарахтелок» на велосипеды. Вот так началась дорога к Fireblade... Co временем производство моторчиков он освоил сам - под именем «Cub» (что не имеет никакого отношения к «кубу»; в переводе с английского это слово означает «детёныш» и читается как «каб»).

       Проектирование нового аппарата заняло целых три года. Наконец, 1 августа 1958 года начались его продажи. И «Хонда» родила не слабого и болезненного «детёныша», а настоящий Super Cub. Это ладно скроенная машина, в которой вся механика скрывалась под облицовками, а ноги водителя закрывал передний щит. Все агрегаты были оптимизированы для массового производства: рама в основном из штамповок, штампованная же короткорычажная передняя вилка, сблокированный с трёхступенчатой коробкой передач четырёхтактный двигатель. Причем мотор упростили настолько, что смазка подшипников коленвала, расположенного рядом с ним распредвала, поршня и цилиндра осуществлялась масляным туманом, который взбивала специально размещённая на противовесе коленвала «ложечка». Зажигание - от магдино (магнето с дополнительной катушкой «на освещение»).

Кабическая сила - скутеретта Honda Super Cub
Рекламная кампания в США проходила под лозунгом: «На «Хондах» ездят милейшие люди».

Рекламная кампания в США проходила под лозунгом: «На «Хондах» ездят милейшие люди».

       Впрочем, не так уж он был и прост, этот Super Cub. Японские конструкторы раскрутили двигатель аж до 9500 об/мин, сняв с него 4,5 л.с. Так что машина массой 65 кг разгонялась до скорости 70 км/ч - совсем неплохо для «полтинника»! Не сэкономили и на сцеплении: автоматическое, центробежное (грузы сжимали пакет дисков - патент чешской Jawa), оно здорово облегчало управление. А вскоре в производство пошла модификация с батарейной системой зажигания и электростартёром - по тем временам просто «суперлюкс»!

       Уже в 1959 году концерн начал экспорт аппарата, и не куда-нибудь, а в США, на самый избалованный в мире рынок. Причём выбрал довольно необычную стратегию, решив апеллировать не к мотоциклистам, а к обычным «людям с улицы». Дело в том, что имидж байкера в США был изрядно подпорчен (почему? - смотрите фильмы «Дикарь» и «Ангелы Ада»), и обыватель вовсе не стремился обзавестись мотоциклом. А уж родители просто в ужас приходили, если их чадо только заикалось о покупке чего-то на двух колесах. В ответ на такое неприятие концерн развернул кампанию под лозунгом: «You meet the nicest people on a Honda» («На «Хондах» ездят милейшие люди»), используя в рекламе самые симпатичные и привлекательные образы. И размещена эта реклама не на страницах мотоциклетных журналов, а в изданиях «широкого профиля» - Time, Look, Life. Сработало! Порой какая-нибудь мамаша говорила подруге за чашечкой кофе: «Мотоцикл я сыну ни за что не купила бы! Я подарила ему «Хонду».

Кабическая сила - скутеретта Honda Super Cub
Honda Hunter Cub - вездеходная модификация.

Honda Hunter Cub - вездеходная модификация.

       На острове Тайвань Honda Super Cub стали собирать уже в 1961 году - это была первая «заморская» производственная площадка. В 1964 году открылся сборочный завод и в Европе - в Бельгии. Сейчас Super Cub делают на 16 заводах в 15 странах мира - в Азии, Африке, Латинской Америке.

       Вскоре после рождения Super Cub стал обрастать модификациями. В 1960 году увидел свет легкий мотоцикл Sport Cub - конструкторы подвесили силовой агрегат к штампованной Т-образной раме, форсировали двигатель до 5 л.с. и отказались от автоматического сцепления. В 1961 году появился вариант Super Cub C105 — с 5-сильным 55-кубовым двигателем. Но приз за оригинальность стоит, пожалуй, отдать версии 1963 года Hunter Cub: сняв «лишние» облицовки, задрав крылья и глушитель, поставив высокий руль и шины с увеличенными грунтозацепами, инженеры концерна получили скутеретту в стиле эндуро.

Кабическая сила - скутеретта Honda Super Cub
Второе поколение Honda Super Cub, дебютировавшее ещё в 1964 году, в Японии выпускается и продаётся до сих пор.

Второе поколение Honda Super Cub, дебютировавшее ещё в 1964 году, в Японии выпускается и продаётся до сих пор.

       Конкуренты отреагировали незамедлительно. Уже в 1960 году компания Yamaha представила рынку свой вариант - Moped MF1, причём довольно оригинального дизайна. Но, столкнувшись с тем, что Super Cub раскупают гораздо лучше, уже в 1962 году заменила его версий Moped MF2 (в 1965 году переименованной в Mate - «напарник»), внешне точь-в-точь такой же, как и аналог от Honda. В том же 1960 году дебютировала и скутеретта Suzuki Selpet. Причём грабли - те же: модель оригинального дизайна бестселлером не стала, а вот когда с 1966 года пошла совершенно не отличимая от Honda серия Birdie («Пташка»), дело пошло на лад. У моделей-конкурентов было одно принципиальное отличие от Super Cub: двухтактные двигатели, дешёвые, но не столь экономичные (лишь в 80-е годы и Yamaha, и Suzuki перешли на четырёхтактники). Может быть, поэтому их популярность значительно отставала от той, какой наслаждалась Honda: уже в 1960 году концерн выпустил более полумиллиона Super Cub, и с тех пор годовой объём производства ниже 400 тысяч машин не падал никогда.

       Быстро выяснилось, впрочем, что и конструкторы Honda допустили принципиальную ошибку: двигатель они спроектировали хороший, но, как говорится, без запаса. А рынок потребовал более мощных модификаций - пусть и вылезающих за 50-кубовый лимит. Упущение пришлось исправлять в сжатые сроки: уже в 1964 году дебютировал Super Cub 65 с принципиально новым двигателем: приводимый цепью верхний распредвал, полноценная система смазки под давлением, алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой вместо прежнего полностью из чугуна. Заодно усилили и шасси. Новый мотор снимал с рабочего объёма 63 см3 уже 5,5 л.с. и разгонял потяжелевшую машину до 85 км/ч. В 1966 году и 50-кубовый вариант перешёл на обновлённый двигатель, тогда же дебютировала и 90-кубовая версия (7,5 л.с, 95 км/ч).

Кабическая сила - скутеретта Honda Super Cub
Honda Super Cub

В начале 1968 года Соичиро Хонда сводит с конвейера 10-миллионный мотоцикл марки Honda. В том, что это Super Cub, нет ничего удивительного - они составили половину из этих 10 миллионов.

       С тех пор «внутрияпонский» Super Cub принципиально не менялся. Можно отметить лишь два серьёзных улучшения: переход в 80-х годах на электронную бесконтактную систему зажигания и установку в 2007 году впрыска топлива вместо карбюратора. В 1988 году начаты продажи версии Press Cub - с большой багажной корзиной для развозки газет. В 1997 году на рынок вышел Little Cub - на 14-дюймовых колёсах вместо 17-дюймовых. И уж как курьёз упомянем Giorcub 1999 года - с облицовками и ходовой частью скутера Giorno и силовым агрегатом от Super Cub.

       Но это всё модификации, а реальное развитие Super Cub продолжалось... уже за пределами Японии. В 80-е годы для производства в странах Юго-Восточной Азии (Таиланд, Филиппины, Малайзия и т.д.) было разработано третье, поколение: с новой, более жесткой рамой, передней телескопической вилкой, 100-кубовым двигателем и четырёхступенчатой коробкой передач. Пожалуй, это самая популярная версия бестселлера: помимо лицензионного производства во многих странах Азии, десятки заводов в Китае клепают её клоны безо всякой лицензии. Кстати, эту машину далеко не везде называют Super Cub: в Таиланде, например, она продаётся как Honda Dream.

Кабическая сила - скутеретта Honda Super Cub
Переделка скутеретты в мотоцикл - Honda Sport Cub.

Переделка скутеретты в мотоцикл - Honda Sport Cub.

       А уж четвёртое поколение, представленное в конце 90-х годов прошлого века, никто Super Cub и не называл: оно известно как Wave или Innova. Слишком уж оно и внешне современное, не похоже на классические «кабовские» формы. Двигатели - более мощные: 100, 110 и 125 см3, колёса - спицованные или литые, и переднее - с дисковым тормозом.

       Только что дебютировавшее на японском рынке пятое поколение (Super Cub 110i) - фактически развитие третьего: трубчатая рама со штампованными элементами, телескопическая вилка, 110-кубовый двигатель с впрыском топлива. Оригинальная конструктивная черта - два автоматических сцепления: многодисковое и барабанное. По уверениям разработчиков, с такой схемой процесс переключения мягче (неужели кто-то жаловался?). Причём поставка узлов в Японию - из Таиланда, где размещено основное производство. А вот версии 50 и 90 см3 - пока все те же, второго поколения. Надолго ли?

Кабическая сила - скутеретта Honda Super Cub
Третье поколение Honda Super Cub продаётся и под названием Dream.

Третье поколение Honda Super Cub продаётся и под названием Dream.

       Недавно японские инженеры представили автоматическую трансмиссию CV-Matic, разработанную специально для скутеретт. Фактически это клиноремённый вариатор, вписанный в картер Super Cub. Производство «Авто-кабов» начнется уже в 2010 году. А на только что прошедшем Tokyo Motor Show дебютировал (пока в качестве прототипа) и «электрический» EV-Cub. Причём полноприводный: электромоторы встроены в ступицы обоих колес.

       И всё же, за что его так любят? На всех обитаемых материках, независимо от национальности и возраста? Мне повезло - я разгадал эту тайну на собственном опыте. Лет ...дцать назад такой аппарат - с 100-кубовой версией попал к нам в редакцию. И я тут же отправился на нём в вояж за 400 км. Первое впечатление: да я же теперь люблю городской трафик! Узкая и лёгкая машинка с фантастической сноровкой маневрирует меж рядами авто, автоматическое сцепление делает эту езду просто баловством, а уж как хороша в городе «круговая» схема переключения передач: подъезжаешь на красный свет - и с высшей передачи сразу втыкаешь нейтраль. Второй шок - на заправке, за 100 км от Москвы (заехал, памятуя, что ёмкость бака - всего 4 л). Решив, что за 100 км три литра бензина машинка скушала, столько и заказал. И... опозорился: половина вылилась из полного бака.

Кабическая сила - скутеретта Honda Super Cub
Пятое поколение - Honda Super Cub 110i: в Японию из Таиланда.

Пятое поколение - Honda Super Cub 110i: в Японию из Таиланда.

       Конечно, немало повлияла на народную (или, скорее, международную) любовь и цена. В Японии 50-кубовый Super Cub стоит 195 000 иен - это примерно 1770 долларов. Так то в Японии! Клоны, выпускаемые в азиатских странах, гораздо доступнее - причём в 100-ку-бовом варианте. А китайские копии почти вдвое дешевле оригинала.

       Но главная составляющая всенародной любви - даже не цена и не простота управления, а легендарная надёжность. Ломаться, по большому счёту, просто нечему. Как говорят американцы, «надёжен как камень». Аппарат двадцати-тридцатилетней давности и с пробегом многие сотни тысяч километров - совсем не редкость. А ежели что - отремонтировать его могут в любой велосипедной мастерской, да и комплектующие смехотворно дёшевы. Совершенно не требовательна машина и к качеству бензина и масла. Спросите у любого японца (китайца, тайца, филлипинца и т.п.). В 2006 году телеканал Discovery представил десятку самых выдающихся мотоциклов всех времён и народов. И первое место в этом рейтинге отвел... Honda Super Cub. Что же, 60 миллионов покупателей тоже проголосовали за этот выбор.

Кабическая сила - скутеретта Honda Super Cub
Четвёртое поколение - Honda Wave, она же Innova.

Четвёртое поколение - Honda Wave, она же Innova.


В начало статьи

Источник материала : журнал "МОТО"

Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды
Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды Мотоциклы, скутеры, велосипеды

Copyright (c) 2003-2024, ООО "МОТО-ВЕЛО". Все права защищены.
Новости    Объявления    О компании    Магазин    Корзина    Как заказать    Скидки    Каталоги
Ремонт    Прокат    Статьи    Вакансии    Контакты    Написать нам    Мотоклуб

 
Яндекс цитирования