Мотоблоки в России появились в начале 80-х годов прошлого века. Первые мотоблоки начали выпускаться двумя предприятиями - Пермским авиамотостроительным заводом и Ленинградским заводом "Красный Октябрь". Продукция последнего впоследствии получила название "Нева".
Чуть позднее к производству мотоблоков присоединились завод тракторных запасных частей в Курске совместно с Венгерской фирмой ROBIX и велозаводом "Красная звезда" Риги. Продукцией совместной работы предприятий стал мотоблок КЗТЗ-РОБИ-55.
Одновременно с этим на тракторном заводе в Минске начался выпуск мотоблоков МТЗ-05. Таким образом, в Советском Союзе проблема выпуска техники для поддержки сельского хозяйства решалась практически, в одно время.
В настоящее время мировыми производителями выпускается огромное количество этих мобильных энергетических средств, созданных для механизации сельскохозяйственных работ. При этом, мотоблоки в России нашли широкое применение не только в фермерских и приусадебных хозяйствах, но и в коммунальных службах, благодаря наличию навесного и прицепного оборудования, обеспечивающего многофункциональность агрегатов.
Наиболее популярные мотоблоки в России, как правило, являются продукцией отечественного производства или отечественной сборки. Прежде всего, из-за более доступной стоимости, да и к особенностям российской почвы эти машины приспособлены лучше. На российском внутреннем рынке самыми известными являются мотоблоки:
МБ-1 и МБ-2, знакомые нам под марками "Нева", "Ока", "Калуга", "Каскад"
(см. "Мотоблок МБ2", "Мотоблок МБ 1Д"). Эти агрегаты выпускаются разными предприятиями, но относятся к машинам среднего класса и обеспечены двухскоростной трансмиссией с передачей заднего хода.
Мотоблоки марки "Угра" выпускаются тем же предприятием, что и "Ока" - ОАО "Кадви", но отличается наличием шестеренчатой коробки передач с тремя передними скоростями и одной задней. Агрегат имеет маркировку НМБ-1.
Мотоблок МТЗ-09Н
"Крот"- один из самых старых типов легкой техники, которая была спроектирована на заре развития производства мотоблоков, в далекие 70-е годы. Мотоблок выпускается в различных модификациях разными предприятиями России.
"Салют" - продукция московского завода "Агат", также выпускается с 80-х годов, и по сей день. Относится к категории легких агрегатов.
Мотоблок "Кумир", который также известен под марками "Садовод" и "Фермер" - еще один вид старейшего легкого агрегата. Эта машина была спроектирована на базе двигателя знаменитой бензопилы "Дружба", но в настоящий момент мотоблоки сняты с производства.
Минский тракторный завод в советскую эпоху спроектировал тяжелый агрегат с зубчатой многоскоростной передачей и валом отбора мощности, серии МТЗ-09Н. На сегодняшний день потомки этого мотоблока выпускаются, как в Белоруссии, так и в России.
Российские предприятия сегодня нередко используют в производстве своей продукции импортные двигатели известных европейских и американских торговых марок. А такие мотоблоки, как "SunGarden" и "Hitachi" имеют отечественную сборку, которая выполняется в Воронеже и подмосковном Дзержинске.
Кроме перечисленных выше мотоблоков отечественного производства на российский рынок поступают мотоблоки зарубежных компаний марки Husqvarna AB (шведская промышленная компания), Honda, Viking, Briggs&Stratton.