Учебник водителя мотоцикла >> Расположение органов управления мотоциклом.
Автор И.В.Ксенофонтов
Управляют мотоциклом посредством руля, рычагов и педалей, а также электрических кнопок и переключателей. Расположение
органов управления на руле у всех мотоциклов идентично: справа — поворотная рукоятка управления дросселем (ручка «газа»)
и рычаг переднего тормоза, слева — рычаг сцепления (рис. 2.1).
С помощью ручки «газа» управляют частотой вращения (в просторечии — оборотами) коленчатого вала двигателя. Для их
увеличения поворачивают ручку «газа» на себя; при отпускании ручки пружина возвращает ее в положение, соответствующее
холостому ходу. Притягивая пальцами рычаг сцепления к рулю, разобщают двигатель с трансмиссией, а рычагом переднего
тормоза — затормаживают переднее колесо. Для приведения в действие заднего тормоза следует нажать правой ногой на
педаль, расположенную возле правой подножки.
У некоторых мотоциклов на руле также устанавливают рычаг привода декомпрессора, поворотный рычаг (манетку) обогатителя.
Декомпрессор облегчает пуск за счет сообщения камеры сгорания цилиндра с атмосферой. Приводится он тросом, соединенным
с рычажком на руле. Некоторые зарубежные мотоциклы имеют механизм автоматического включения декомпрессора при пуске кик-стартером.
Рычаг обогатителя (его еще называют топливным корректором, на зарубежных мотоциклах он обозначается Choke) связывает
тросом рычажок на руле с системой обогащения смеси в карбюраторе. Этой системой пользуются при пуске холодного двигателя,
когда требуется более богатая смесь. У многих мотоциклов пусковой обогатитель включается рычажком, установленным
непосредственно на карбюраторе.
Топливный кран, управляющий подачей бензина в двигатель, располагается под топливным баком. Он имеет три положения, при
которых: включен основной запас топлива (On); включен резерв (Reserve); выключена подача топлива (Off).
Замок зажигания находится чаще всего на приборной панели или в корпусе фары. Разным положениям ключа соответствуют
включение различных цепей в системе электрооборудования (On, Off, Park) или блокировка руля (Lock). На рукоятках
руля имеются кнопки и переключатели системы электрооборудования: справа — выключатель света, кнопка электростартера
(если он предусмотрен) и аварийный выключатель двигателя (Stop); слева — переключатель указателей поворотов и света
фары (дальний — ближний) с кнопкой звукового сигнала.
Рычаг ножного пуска двигателя (кик-стартер) может располагаться как справа (все зарубежные мотоциклы), так и слева.
При пуске двигателя на него энергично нажимают ногой вниз.
Рычаг переключения передач находится с левой стороны двигателя или коробки передач (если та выполнена в отдельном от
двигателя корпусе). Порядок включения передач на всех мотоциклах одинаков: 1-я передача — рычаг вниз, все остальные —
вверх. Для включения каждой передачи водитель нажимает на рычаг переключения до упора. Только включение нейтральной
передачи («нейтрали»), при которой двигатель разобщен с трансмиссией, требует «половинного» перемещения рычага.
Современные зарубежные мотоциклы имеют 5 передач (реже 6) и одну «нейтраль» (между 1-й и 2-й передачами); большинство
российских (а также чешских, украинских и белорусских) — 4 передачи.
Контрольные приборы размещены на приборной панели в поле зрения водителя. К ним относятся: спидометр, тахометр,
указатели температуры охлаждающей жидкости (масла), количества топлива, заряда аккумулятора. Кроме того, лампы на
панели приборов сигнализируют о разряде аккумулятора, о низком давлении масла или недостаточном его количестве; о
включении: дальнего света фары, «нейтрали» в коробке передач, указателей поворотов. Спидометр показывает скорость
движения мотоцикла, тахометр — частоту вращения коленчатого вала двигателя.
Рис. 2.1. Расположение органов управления: 1 - кик-стартер; 2 - рычаг переключения передач: 3 - рычаг сцепления;
4 - рычаг декомпрессора; 5 - переключатель указателей поворота; 6 - кнопка звукового сигнала; 7 - переключатель
света фары; 8 - манетка пускового обогатителя; 9 - выключатель света; 10 - аварийный выключатель двигателя; 11 -
рычаг переднего тормоза; 12 - ручка «газа»; 13 - педаль заднего тормоза; 14 - подножки.