Учебник водителя мотоцикла >> Выбор защитной экипировки.
Автор И.В.Ксенофонтов
Если голову надежно защищает шлем, то лицо чаще остается открытым. Лишь «интегралы» и некоторые другие модели
имеют лицевые экраны. В то же время любой мотоциклист, познавший «прелести» контакта лица с камнем или крупным
насекомым, расскажет о необходимости защиты лица. Ветровой щиток мотоцикла не обеспечивает полной защиты лица и
глаз. Воздушный поток, идущий поверх него, заносит капли воды, насекомых и песок. Кроме того, от ветра слезятся
глаза. Обычные диоптрийные очки (у мотоциклиста они должны быть только с ударопрочными линзами) могут защитить
глаза от прямого попадания посторонних предметов, но не спасут от ветра и соринок.
Существует несколько видов лицевых экранов, которые могут закрывать все лицо или его часть (см. рис. 5.1, б).
Выбирая лицевой экран, убедитесь, что он подходит к шлему, его крепление достаточно надежно (чтобы его не сдуло
ветром). Материал экрана должен быть ударостойким, о чем свидетельствует метка о соответствии стандартам.
Мотоциклетные очки бывают нескольких видов (рис. 5.3), кроме того, можно использовать очки для горнолыжников
или велосипедистов. Солнечные очки можно носить только при ярком дневном свете. В любом случае очки должны не
снижать обзор и видимость и надежно держаться под шлемом, чтобы их не сдвигало потоком воздуха. Если очки
имеют пластиковую маску (или более короткую полумаску), то она не должна затруднять дыхание и в то же время
не давать запотевать внутренней поверхности. При использовании лицевых экранов или очков их поверхность всегда
должна быть чистая. Очищают их только слабым мыльным раствором или специальными жидкостями — очистителями пластика.
Не следует протирать поверхность всухую — после нескольких таких чисток очки придут в негодность.
Рис. 5.3. Мотоциклетные очки: а — очки, надеваемые на диоптрийные очки; б — очки с голограммой;
в — очки в стиле ретро; г — очки с перемоткой.
Помимо обычной одежды для мотоциклистов производятся специальные куртки и брюки или комбинезоны (рис. 5.4).
Такая одежда предпочтительнее, ведь она спроектирована с учетом того, что мотоциклист находится в сидячем положении.
Поэтому рукава и штанины несколько длиннее. Кроме того, имеются специальные запахивающиеся замки на молниях и
«липучках», чтобы не проникали ветер и вода. Данью требованиям безопасности являются специальные нашивки или
вставки в местах, наиболее страдающих при падении. Многие мотоциклисты предпочитают одежду из кожи, поскольку
она прочная, не продувается и обеспечивает хорошую защиту от холода и травм. В то же время производится одежда
из других материалов, достаточно прочных, но более дешевых.
Рис. 5.4. Защитная экипировка: а - кожаный комбинезон с ботами водителя спортбайка; б — куртка и брюки со
встроенной защитой; в — защитный пояс; г — легкая куртка; д — универсальная куртка для езды по городу.
Даже в теплую погоду постоянное воздействие ветра при езде может вызвать гипотермию — резкое понижение температуры
тела. Гипотермия опасна тем, что водитель теряет способность концентрироваться и адекватно реагировать на
дорожные условия. В теплый день (18° С) мотоциклист, едущий по трассе со скоростью 90 км/ч, ощущает такой
охлаждающий эффект, как будто наступила зима и вокруг + 1° С.
Другая крайность — жаркая погода или медленная езда (например, в «пробках»). В этом случае в защитной одежде
может стать слишком жарко. В специальной мотоциклетной одежде для таких случаев предусмотрены «дышащие» материалы
внутренней отделки и вентиляция. Кроме того, одежду следует расстегнуть. Но не следует снимать экипировку —
помимо опасности травм при ДТП защитная куртка и брюки в жаркую погоду предотвратят обезвоживание кожи от жары и ветра.
Для поездок в холодную погоду внутрь надевают несколько теплых вещей, часто используют специальное термическое
белье. Верхняя одежда — ветрозащитная, она не должна допускать холодный воздух к открытым частям тела. Для
любителей «дальнобоя» в нежарких странах выпускают одежду с электроподогревом.
Не забывайте, что специальная одежда не только повышает комфорт при езде, но является элементом активной
безопасности. Яркие цвета делают мотоциклиста более заметным на дороге в туман, дождь и сумерки, а
светоотражающие нашивки — ночью.
Обувь также играет важную роль в снижении травматизма. Закрывающие лодыжку кожаные боты (рис. 5.5) защитят
от множества неприятностей: камней, летящих из-под колес встречного транспорта, ожогов о выхлопные трубы.
Резиновые подошвы не дают скользить по тротуару и подножкам мотоцикла. При авариях боты предохраняют ноги
от вывихов, ушибов и переломов.
Рис. 5.5. Мотоциклетные боты: а, б - для езды по городу; в - для внедорожной езды; г — для спортбайков.
Перчатки (рис. 5.6) защищают руки от камней, ветра, солнца и холода, а при падениях — от ссадин и синяков.
Если перчатки слишком толстые, то управлять мотоциклом неудобно, а в слишком тонких холодно. Поэтому надо
иметь несколько пар перчаток на все случаи.
Рис. 5.6. Мотоциклетные перчатки: а — спортивные; 6 — для повседневной езды; в — утепленные; г — для «имиджевых» поездок.
Дождевая защита (рис. 5.7) — не роскошь и не прихоть. Сухой ездок находится в большем комфорте, чем промокший
и замерзший. Специальную непромокающую одежду надевают поверх обычной. Цельные комбинезоны или костюмы из
двух частей чаще всего изготавливают из поливинилхлорида или нейлона ярко-оранжевой или желтой окраски.
У куртки с высоким воротом передняя молния имеет «липучки» или кнопки для фиксации.
Рис. 5.7. Дождевая защита (водонепроницаемый комбинезон, надеваемый поверх защитной одежды).
Выбирая влагонепроницаемую одежду, не забудьте о защите от воды для перчаток и бот. Обычно она имеет большой
размер, чтобы надеваться поверх и не мешать управлению. Защиту на боты следует снимать перед ходьбой.