Учебник водителя мотоцикла >> Расположение на проезжей части.
Автор И.В.Ксенофонтов
Расположение мотоциклиста на дороге (у осевой, посредине полосы или ближе к тротуару) зависит от
различных факторов дорожной обстановки и ваших намерений. К ним относятся:
- дефекты покрытия и посторонние предметы на дороге;
- воздушные потоки от большегрузных автомобилей и автобусов или боковой ветер;
- стремление лучше видеть дорожную обстановку;
- сообщение другим водителям о своем намерении повернуть или остановиться;
- обеспечение запасного варианта пути при возможном (прогнозируемом) возникновении опасности.
Все препятствия на проезжей части условно могут быть разделены на три группы. Первая — движущиеся объекты.
Это автомобили, мотоциклы, велосипеды. Хотя траектория их перемещения характеризуется определенной
упорядоченностью (насколько водители соблюдают ПДД, сигналы светофора и разметку), все равно следует
быть начеку. Ко второй группе относятся пешеходы (в том числе в нетрезвом состоянии, а также дети и
животные). Они перемещаются относительно медленно, но выделяются непредсказуемостью действий и короткими
быстрыми движениями. От них лучше держаться подальше. И третья группа — стационарные объекты: ограждения,
стоящие автомобили, столбы, дорожные люки (иногда открытые). Хотя они не могут перебегать дорогу, но подчас,
в сочетании с другими препятствиями, могут создать критическую ситуацию.
Не менее важно с точки зрения вашего «выживания» — быть увиденным. Ведь больше половины аварий происходит
оттого, что другие водители просто не заметили мотоциклиста до того момента, когда стало слишком поздно...
Как было уже сказано, мотоцикл меньше по габаритам, а значит, его труднее выделить в транспортном потоке и
правильно оценить скорость. Некоторые водители стараются еще больше «замаскироваться»: не включают фару,
не моют свой мотоцикл и одеваются в темную одежду. А нужно делать все наоборот: ехать не просто с
включенным стояночным светом, лишь бы что-то теплилось в фаре, а только со светом фары. Мотоцикл должен
быть чистым и ярким, как одежда мотоциклиста и шлем. Все это элементы активной безопасности.
Естественно, что приборы сигнализации — указатели поворотов и сигналы (звуковой и торможения) должны работать.
В некоторых ситуациях полезно дублировать указатели поворота рукой, например, при перестроении в левый ряд
и при повороте (развороте). Движение рукой сразу привлекает внимание и позволяет избежать недоразумений.
Перед торможением мигните пару раз сигналом торможения — ведь пульсирующий свет более заметен, чем горящий постоянно.
Чтобы сделать себя более видимым в транспортном потоке, необходимо правильно «разместить себя» (рис. 6.2).
Не следует ехать в одном ряду с грузовиком или автобусом, лавировать без необходимости в потоке машин.
Возможно, вы сможете безопасно делать это позже, когда наберетесь мастерства и опыта, а пока старайтесь
создать вокруг себя зону отчуждения. Это поможет не только самому видеть дорожную обстановку, но даст время
на поиск запасного варианта траектории движения в экстренной ситуации.
Рис. 6.2. Расположение мотоцикла на проезжей части: I — у осевой линии; II — посредине; III — ближе к
тротуару. Выбор полосы движения зависит от дорожной обстановки.
Не следует чрезмерно приближаться к движущимся впереди: это быстро утомляет и к тому же легко «прозевать»
какой-либо предмет, пропускаемый автомобилем между колесами, например открытый люк или кирпич. Общеизвестна
рекомендация по определению безопасной дистанции: значение скорости (в км/ч) делить на 2 и считать, что это
расстояние в метрах. В городе в условиях интенсивного движения эту цифру можно немного сократить, поскольку
водитель находится все время начеку. В противном случае другие норовят заполнить пустоту. «Сидящих на хвосте»
не подпускайте слишком близко: мигните несколько раз фонарем сигнала торможения.