Книга публикуется в сокращенном виде. Этот раздел отсутствует! Покупайте книгу в бумажном варианте!
ООО "Мир Автокниг"
Меры безопасности при обслуживании и ремонте мотоцикла
Прежде чем начинать ремонт или работы по обслуживанию мотоцикла, следует позаботиться о соблюдении правил безопасности.
Многие пренебрегают этим, а зря! Сколько травм, пожаров и других бед случилось, казалось бы, из-за пустяка.
Перед тем, как отправиться в гараж, обязательно предупредите об этом своих близких и захватите с собой мобильный телефон.
Маленькие дети любят наблюдать за работой взрослых, но им не место в гараже, если предстоит долгий и серьезный ремонт.
Особенно, если мы работаем с растворителями, производим сварку или снимаем тяжелые агрегаты. Домашних животных также
следует оставить дома.
Двери гаража должны свободно и быстро открываться изнутри и снаружи, а если позволяет погода, то их вообще лучше держать
открытыми. Проход к дверям не должен быть загроможден.
На видном месте обязательно разместите полностью укомплектованную аптечку. Препараты, входящие в ее состав, не должны
быть просрочены.
Исправный огнетушитель всегда должен быть в буквальном смысле под рукой, причем желательно специальный, гаражный, емкостью
не менее 5 л. При сварочных работах держите поблизости большую садовую лейку с водой.
Выхлопные газы содержат оксид углерода (СО) или угарный газ — вещество, крайне опасное для жизни, к тому же не имеющее запаха
и цвета. Поэтому перед запуском двигателя следует обеспечить интенсивную вентиляцию помещения гаража (просто открытой двери мало).
Одежда должна быть удобной, не стесняющей движений, но без свисающих краев и лямок, которые могут попасть во вращающиеся
механизмы. Для защиты глаз при пользовании электроинструментом понадобятся очки с пластмассовыми стеклами или, лучше,
специальная прозрачная маска. Перчатки на руках тоже иногда не помешают, а при некоторых видах работ (сварке, снятии тяжелых
агрегатов) они просто необходимы. А вот кольца, перстни и часы совершенно излишни.
При выполнении работы не торопитесь, тщательно подготавливайте каждую операцию.
Бензин может воспламениться от чего угодно: от искры, зажженной спички, при попадании на раскаленный глушитель, во время
сварочных работ или резки металла.
Поэтому будьте особенно осторожны при любых операциях с топливной системой. Даже небольшое количество пролитого топлива немедленно
удалите ветошью (которую сразу вынесите за дверь) и проветрите помещение. Пока запах бензина не исчезнет, нельзя работать с
открытым пламенем, включать и выключать электроприборы, снимать и надевать клеммы на выводах аккумуляторной батареи. Пары бензина
тяжелее воздуха, они могут заполнить, например, смотровую яму и терпеливо ждать брошенного туда окурка. Все вышесказанное
относится не только к бензину, но и к различным растворителям, концентрация которых в воздухе может стать опасно высокой при
окрасочных работах или промывке деталей.
Курить в помещении гаража нельзя, даже если при работе нет непосредственного контакта с топливом и другими огнеопасными жидкостями.
Не храните в гараже «стратегические» запасы топлива, масла и краски, газовые баллоны, а также использованную ветошь.
Не приступайте к ремонту, пока все детали мотоцикла полностью не остыли.
Инструмент и различные приспособления должны быть по возможности высокого качества и исправны.
Рожковые и разводные ключи, а также ключи с трещоткой следует использовать только в тех случаях, когда другой инструмент
неприменим, либо для второстепенных соединений. Для «серьезных» болтов и гаек нужны инструментальные головки с надежным
воротком, в крайнем случае прочные накидные ключи. Прикладывая большое усилие, тяните ключ на себя: так уменьшается вероятность
травмы, если ключ сорвется.
При ремонте центральная подставка мотоцикла или боковой упор должны опираться на твердую поверхность. Иначе мотоцикл может
упасть, со всеми вытекающими отсюда травмами и повреждениями.
Не производите никаких работ при работающем двигателе!
При работе с электросваркой отключите аккумуляторную батарею.
Электроинструмент с рабочим напряжением 220 В должен быть надежно заземлен, если заземление предусмотрено его конструкцией.
Ремонтируя тормоза, не пользуйтесь сжатым воздухом, так как асбестовая пыль от изношенных накладок очень вредна для организма.
Аккумуляторная батарея мотоцикла хоть и невелика по размеру, но точно так же, как и автомобильная, при работе и зарядке
выделяет водород, который образует с кислородом воздуха взрывоопасный гремучий газ. Чтобы он не «прогремел», будьте
осторожны: перед тем, как подсоединять и отсоединять зажимы зарядного устройства, энергично помашите над батареей куском
картона, разгоняя водород. По этой же причине нельзя работать с электроинструментом или производить сварку, когда в
гараже заряжается аккумуляторная батарея.
В аккумуляторы батареи залит электролит — водный раствор серной кислоты. Он ядовит и вызывает ожоги кожи и слизистой оболочки,
а, кроме того, приводит к коррозии деталей и прожигает насквозь любую ткань. Будьте осторожны! Попавший в глаза электролит
необходимо смыть большим количеством холодной воды. При попадании электролита на кожу следует нейтрализовать кислоту раствором
питьевой соды (не мылом.). Чистая вода и сода всегда должны быть рядом, если мы имеем дело с аккумуляторной батареей.
Избегайте попадания на кожу не только электролита, но и любых технических жидкостей, растворителей, моторного масла, дизельного
топлива, а также смазок. Все они в той или иной степени вредны. После работы можно воспользоваться специальными препаратами
Для «сухой» чистки рук или хотя бы растительным маслом, а затем вымыть руки теплой, но не горячей водой со средством для мытья
посуды. Стиральный порошок для этого лучше не применять.
Еда и гараж несовместимы, соблюсти здесь правила гигиены затруднительно.
Закончив работу, утилизируйте промасленную ветошь. Не оставляйте легковоспламеняющиеся жидкости (в том числе масло) в открытой посуде.
Покидая гараж, не забудьте выключить все электроприборы.