Мотоцикл «Ява-350 см3 — 638» оснащен карбюратором «Йиков 2928 СЕ» с центральной
поплавковой камерой и пусковым устройством для легкого пуска двигателя. Карбюратор
в разрезе показывается на рисунке ниже, где отдельные позиции обозначают:
Настройка карбюратора определяется согласно результатам длительных испытаний, а
именно таким образом, чтобы при требуемой мощности двигателя и минимальном
расходе топлива содержание СО в выхлопных газах не превышало 4,5%. Из этого
следует, что нежелательно, чтобы владелец мотоцикла менял в ходе эксплуатации
после обкатки основную настройку карбюратора, установленную изготовителем.
Основная настройка карбюратора и оснащение жиклерами
Главный жиклер - 92
Жиклер дополнительной системы - 72
Воздушный жиклер дополнительной системы - 120
Жиклер пускового устройства - 85
Жиклер эконостата - 50
Жиклер холостого хода - 40
Жиклер холостого хода - 80
Положение иглы золотника - на первом пазе сверху
Игольчатый клапан - D2 мм
Винт холостого хода - вывернут на 1,5 оборота
Высота уровня топлива в поплавковой камере (измерено от плоскости разъема
корпуса поплавковой камеры при давлении 1,837 кПа — 250 мм столба топлива) - 11 ± 1 мм.
На новом мотоцикле игла золотника карбюратора фиксируется жестяным упругим
предохранителем, который вставлен во второй паз иглы. Игла проходит сквозь
бобышку в днище золотника и входит в точно калиброванное отверстие в эмульсионной
трубке. Ее предохранитель фиксируется как формой бобышки, так и возвратной витой
пружиной золотника, которая прижимает предохранитель иглы к бобышке золотника.
В середине предохранителя проходит трос газа, наконечник которого крепится снизу
золотника в фиксирующую выемку.
Положение иглы меняет соотношение смешивания топлива и воздуха при частичной
нагрузке силового агрегата. Из вышеприведенного и значений наладки карбюратора
следует тот факт, что после обкатки нового мотоцикла (примерно после пробега
1 500 — 2 000 километров) необходимо вставить предохранитель иглы в первый паз
сверху. Для этой цели взять обеими руками весь корпус карбюратора и осторожно
его повернуть примерно на 20° вокруг горизонтальной оси. Потом, вывернув
отверткой два болта М6, крепящих крышку золотниковой камеры, выдвинуть золотник
вместе с пружиной и иглой. Вдавить руками золотник против крышки камеры, в
результате чего освобождается цилиндрический наконечник троса газа из выемки в
нижней части золотника. Одной рукой взять отдельный золотник с иглой, а второй
отодвинуть в сторону свободную пружину. Затем осторожно выдвинуть иглу с
предохранителем из золотника, двумя пальцами снять предохранитель и вставить
его в заданный первый паз сверху. Очистить иглу чистой тряпкой и задвинуть ее
в золотник таким образом, чтобы жестяной предохранитель упирался в бобышку
золотника. Потом рекомендуется очистить поверхность золотника кистью, смоченной
в техническом бензине. Ни в коем случае нельзя очищать золотник наждачной
бумагой!
Затем сквозь золотник снова продеть трос подачи топлива с прижимной пружиной и
его наконечник закрепить в фиксирующую выемку. Комплект осторожно вставить в
золотниковую камеру, обращая внимание на то, чтобы продольный паз на золотнике
направлялся против нижней части опорного направляющего винта, который ввернут
в отверстие на наружной стороне корпуса карбюратора. При введении золотника в
камеру игла в большинстве случаев зацентрируется в правильном положении в
эмульсионной трубке, и поэтому не нужно применять грубую силу при этой операции,
так как это почти всегда влечет за собой деформацию иглы. Деформированную иглу
нельзя больше выравнивать, а следует заменить ее новой. Затем снова посадить
крышку золотниковой камеры, затянуть ее крепежные винты и повернуть карбюратор
в первоначальное вертикальное положение.
Лишь немногие неисправности, которые могут появиться в карбюраторе и которые
устраняются, можно назвать ремонтом. В большинстве случаев это неисправности,
причиненные загрязнениями, которые попали в жиклеры. Чаще всего засоряются
главный жиклер или жиклер холостого хода. Их можно отверткой вывернуть из
карбюратора, опрокинув его в сторону (операцию выполнять также вдумя руками,
поворачивая карбюратор почти на 45°) и вывернув четыре винта М4, крепящих
нижнюю крышку карбюратора, в которой находится поплавковая камера. Для этого
нужно отсоединить от карбюратора шланг подачи топлива и совершить описанный
выше демонтаж золотника с пружиной и крышкой.
Ни в коем случае нельзя очищать жиклеры проволокой или аналогичным инструментом,
который мог бы повредить, оцарапать или деформировать точно калиброванное
отверстие в жиклере.
Жиклер достаточно продувать воздухом или промывать в техническом бензине. Во
время монтажа жиклеров следить за точностью посадки уплотнения под нижней
крышкой карбюратора. Повернув карбюратор в первоначальное положение, проверить,
правильно ли посажена резиновая муфта между карбюратором и пластмассовым глушителем
шума всасывания. Неправильная посадка муфты вызывает всасывание побочного воздуха
в двигатель, который не очищен и обедняет топливную смесь во всем диапазоне
работы карбюратора. В ходе работы двигателя эта неисправность может вызвать
даже заклинивание двигателя!