Демонтаж и монтаж цилиндров и головок цилиндров производятся, как правило, в
случае их смены или в случае замены изношенных поршней новыми. Прежде чем начать
демонтаж, необходимо снять седло, топливный бак и кабельные концевые муфты со
свечей зажигания. Затем следует с помощью бокового ключа вывернуть четыре гайки
М8, крепящие фланец карбюратора к цилиндрам. Фланец — общий для обоих цилиндров.
Потом, при помощи отвертки, ослабить крепежные ленты на резиновой трубке,
соединяющей карбюратор с глушителем шума всасывания. Снять трубку, а карбюратор
с фланцем отсоединить от цилиндров. Теперь нужно вывернуть гайки М8, крепящие к
цилиндрам алюминиевые фланцы выхлопных патрубков. Отодвинуть в стороны патрубки.
Топливный бак можно снять только после снятия седла. Закрыть топливный кран,
отсоединить шланг от карбюратора. С помощью торцевого ключа вывернуть болт М8
из заднего захвата в отверстии поперек трубки верхней части рамы. Бак сзади
приподнять и, подтягивая назад, выдвинуть из переднего захвата.
Торцевым ключом сначала ослабить, а затем вывернуть 8 гаек М10, которые крепят
цилиндры и головки цилиндров к картеру двигателя. Снять головки цилиндров и
пусковым рычагом повернуть кривошипно-шатунный механизм до того, чтобы поршень
цилиндра, подлежащего демонтажу, находился в нижней мертвой точке. Затем снять
цилиндр и в образовавшееся отверстие положить чистую тряпку, чтобы предотвратить
попадение грязи или посторонних предметов в пространство картера.
До монтажа цилиндра рекомендуется очистить его посадочную поверхность на картере
двигателя. Рабочую поверхность цилиндра, которую образует запрессованная чугунная
гильза, смазать маслом и посадить на болты картера двигателя. Действовать очень
осторожно! Поршневые кольца должны быть правильно посажены в замках, чтобы не
повредились. Под головки цилиндров вставить новые уплотнительные кольца и
крепежные гайки крестообразно дотягивать тарированным ключом усилием 17,6 Нм.
Сняв оба цилиндра, можно вынуть поршни. Обращаем внимание на то, что поршневой
палец посажен в игольчатом подшипнике без сепаратора, так что по этой причине
не рекомендуется снимать поршень без специальных приспособлений из набора
сервисного инструмента. Сначала снять поршневые кольца и специальными клещами
для стопорных колец вынуть предохранители поршневого пальца. Выдавливающим
штифтом поршневого пальца диаметром 16 мм, выколоткой и небольшим молотком
вдавить поршневой палец настолько далеко, чтобы уступ выдавливающего штифта
находился на уровне отверстия поршня. Затем вставить в отверстие поршня
вспомогательную гильзу, вставить в нее выдавливающий штифт, который также
вставить в отверстие до уступа. Вынув штифт и поршневой палец, снять поршень с
верхней головки шатуна. Вспомогальную гильзу, оставшуюся между иглами в головке
шатуна, зафиксировать проволокой вместе с обоими первоначальными ограничительными
кольцами за иглами.
До монтажа поршней необходимо убедиться в том, вставлены ли в верхние головки
шатунов все игольчатые ролики (их должно быть 28) и ограничительные кольца.
Вспомогательные гильзы оставить в головках шатунов, снять проволоку и осторожно
надевать поршень на шатун. Одновременно обращать внимание на то, чтобы не выпали
ограничительные кольца или игольчатые ролики. Поршень должен иметь обозначение
«L» или «Р» («L» — левый, «Р» — правый) для конкретного цилиндра, а стрелка,
размещенная вместе с буквой на днище поршня, должна направляться вперед к
выпускным каналам. Для вдавливания поршневого пальца опять применить небольшой
молоток, выколотку и выдавливающий штифт. Потом зафиксировать поршневой палец
предохранителями, таким образом, чтобы их незначительно изогнутые концы
направлялись от торца пальца.
Чтобы убедиться в том, что поршни в цилиндре движутся параллельно со стенкой
цилиндра, еще один раз до монтажа поршневых колец произвести простой проверочный
контроль. Посадить цилиндры на поршни и, поворачивая кривошипно-шатунный механизм
пусковым рычагом, следить за тем, имеется ли в верхней мертвой точке поршней
одинаковый зазор в обе стороны. В случае, если один из поршней остается прижатым
к одной стороне цилиндра и даже после отжатия возвращается на эту сторону,
необходимо вынуть цилиндр и шатун с поршнем осторожно изогнуть на противоположную
сторону. Эта операция называется регулировка угла шатуна. У правильно
отрегулированного шатуна во время контроля должен быть одинаковый зазор поршня
с обоих сторон цилиндра.
Поршневые кольца необходимо заменять в том случае, если их зазор в замках
превышает 0,8 — 1 мм. Этот зазор определяется следующим образом: снятое кольцо
осторожно вставить в верхнюю часть цилиндра и с помощью штангенциркуля измерить
расстояние концов кольца. Таким образом можно измерить и новые кольца. У
последних зазор в замках должен быть в пределах 0,2 — 0,3 мм. В случае меньшего
зазора рекомендуется опилить концы поршневых колец надфилем. В случае, если
кольца не сменяются, необходимо, чтобы они попали в первоначальные пазы, причем
важное значение имеет также сохранение их прежнего положения — блестящая
уплотнительная поверхность кольца должна быть повернута вниз.
И еще один совет: для облегчения демонтажа и монтажа поршневых колец
рекомендуется пользоваться тремя тонкими стальными пластинами, подкладывая их в
середине и на обоих концах кольца.
В случае монтажа, новых поршней сначала убедиться в их соответственной
классификации А, В и С по отношению к отдельным цилиндрам. Размеры поршней и
цилиндров указываются ниже в таблицах.
И наконец еще одно важное предостережение. Завод-изготовитель поставляет
запасные цилиндры исключительно лишь в основных размерах нормального состояния.
В приведенной ниже таблице даются размеры для шлифовки цилиндров, которую
производит специальная мастерская. После шлифовки нужно изменить маркировку
цилиндра на верхней поверхности. Не рекомендуется проводить эти работы без
специальных знаний и соответствующего машинного и инструментального оборудования.