Порядок снятия и разборки переднего колеса мотоцикла. Перед снятием промойте водой и вытрите насухо переднее колесо, трубы передней вилки, крыло и его растяжки, диск переднего тормоза. Это предохранит при последующих работах узлы и детали колеса и тормоза от загрязнения, а также поможет обнаружить отдельные малозаметные дефекты или повреждения. Для снятия переднего колеса установите мотоцикл на центральную подставку, отсоедините трос переднего тормоза от тормозного рычага, выверните фиксирующий винт наконечника гибкого вала и отсоедините гибкий вал привода спидометра от тормозного диска. Отверните гайку оси колеса, гайку стяжного болта на наконечнике левой скользящей трубы, с помощью воротка извлеките ось. Если вручную ее извлечь не удается, это можно сделать легким постукиванием молотка по торцу оси через вороток. При этом следите, чтобы не было перекосов колеса или наконечника вилки. Для этого рекомендуется, извлекая ось, поджимать внутрь мотоцикла левую скользящую трубу вилки.
Снимите переднее колесо вместе с тормозным диском. Не прилагая больших усилий, чтобы не поломать зубья шестерен привода спидометра, отсоедините тормозной диск от ступицы колеса. Далее при помощи шила (ножа или заточенной отвертки) извлеките стопорное кольцо, фиксирующее правый подшипник в расточке ступицы. Затем установите вороток на внутреннюю обойму правого подшипника и легкими ударами молотка по воротку выпрессуйте подшипник наружу. При выпрессовке равномерно перемещайте вороток по окружности обоймы, чтобы предотвратить перекос подшипника. Вместо воротка удобнее пользоваться специальной выколоткой (рис. 4.11). Выколотка (как и вороток) вставляется в паз распорной втулки фигурным концом. После выпрессовки извлеките распорную втулку ступицы. С помощью воротка или выколотки (упирая их в наружную обойму подшипника и перемещая в процессе выпрессовки по окружности обоймы) легкими ударами молотка выпрессуйте наружу левый подшипник и манжету.
Рис. 4.11. Выколотка подшипников колес.
Осмотрите ведущую шестерню спидометра, проверьте состояние зубьев, имеющиеся на них забоины. Смятия и другие повреждения зачистите надфилем с алмазным напылением, мелкозернистым бруском или наждачной бумагой. Снимать ведущую шестерню привода спидометра следует только для ее замены или замены втулки, установленной под шестерней. При этом придерживайтесь такой последовательности: выпрессуйте правый подшипник из ступицы, через мягкие прокладки (медные, алюминиевые и т. п.) зажмите шестерню в тисках и, поворачивая колесо, сдвиньте с места шестерню, а затем снимите ее. Удобнее пользоваться для снятия шестерни специальным съемником, который можно изготовить, руководствуясь рис. 4.12. Распорную втулку привода спидометра следует снимать подобным же образом. Запрессовку распорной втулки и шестерни производите легкими ударами молотка через деревянный брусок до упора. Шестерня привода спидометра должна быть установлена заподлицо с торцом ступицы.
Сборку переднего колеса производите в обратном порядке. Перед сборкой все детали и узлы следует промыть в керосине (или бензине) и просушить. Подшипники, их посадочные гнезда и распорную втулку обильно смажьте литолом. Запрессовку подшипников колес удобно производить при помощи торцового ключа 19x21x22. Однако предпочтительнее воспользоваться самостоятельно изготовленным специальным приспособлением для запрессовки подшипников. При запрессовке приспособление следует устанавливать на наружную обойму, не допуская перекоса наружной обоймы подшипника, так как при ее перекосе деформируется посадочное гнездо ступицы, что в дальнейшем приводит к проворачиванию в нем наружной обоймы. А это в свою очередь ведет к интенсивной выработке посадочного гнезда, увеличению люфта колеса и усложнению ремонта. Перед установкой манжеты посадочные места и рабочую кромку собственно манжеты смажьте литолом или солидолом. Повторно устанавливать демонтированную ранее из узла каркасную манжету не рекомендуется в связи с изменением характера посадки ее в корпус вследствие произошедшей ранее некоторой деформации ее каркаса.
При разборке и сборке заднего колеса придерживайтесь такой последовательности. Установите мотоцикл на центральную подставку.
Отверните гайку тормозной тяги и выведите ее из отверстия сухаря рычага тормоза. Отверните гайку болта крепления реактивной тяги, извлеките шплинт. Снимите реактивную тягу заднего тормоза. Отверните гайку 32 (см. рис. 4.13) оси и с помощью воротка выньте ось 27, извлеките распорную втулку 20, сместите колесо влево так, чтобы шесть гнезд ступицы колеса вышли из зацепления с резиновыми втулками ступицы звездочки, извлеките колесо из маятника. Снимите тормозной диск.
Извлекать подшипники из ступицы следует так же, как это рекомендовалось применительно к переднему колесу. Напоминаем, что левый (по уходу мотоцикла) подшипник заднего колеса фиксируется в ступи-це стопорным кольцом, которое следует извлечь после снятия резиновой манжеты 7. Справа установлен подшипник 60202, который при сборке устанавливается защитной шайбой наружу.
Сборка заднего колеса производится в обратном порядке. Перед этим все детали и сборочные единицы нужно промыть в бензине или керосине. Подшипники, распорную втулку, манжету и посадочные места следует обильно смазать литолом. Излишки литола на левом торце ступицы (со стороны тормозного барабана) аккуратно снимите.
Перед установкой тормозного механизма протрите насухо чистой ветошью тормозной барабан, тормозные колодки. При необходимости зачистите напильником или наждачной бумагой накладки тормозных колодок.
Для снятия колеса мотоциклов М-106. ММВЗ-3.111 и ММВЗ-3.115 отверните гайку оси, гайку тормозной тяги и винты крепления половин кожуха цепи. С помощью воротка выньте ось колеса, подайте его вперед и,разводя половины кожуха, снимите цепь со звездочки. Положите мотоцикл на правую сторону, снимите колесо. Установку колеса производите в обратном порядке.