Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. >> Система выпуска. Двигатель.
Система выпуска
Система выпуска служит для отвода отработавших газов из цилиндра двигателя, а также для снижения шума выпуска до
разрешенного уровня. Отработавшие газы, выходящие из цилиндра, обладают высокой температурой и находятся под избыточным
давлением. Если они сразу попадут в атмосферу, то их расширение будет сопровождается сильным шумом. Для его уменьшения
служит глушитель.
Выпускная система двухтактного двигателя: 1 - выпускной канал в цилиндре; 2 - выпускной патрубок; 3 - резонатор; 4 - глушитель.
Двухтактные двигатели
Система выпуска скутеров с такими двигателями включает в себя выпускной канал в цилиндре, патрубок и глушитель. Размеры
и форма элементов выпускной системы значительно влияют на мощность и экономичность двухтактного двигателя. Поэтому
применяют так называемые настроенные системы, состоящие из выпускного патрубка, резонатора и глушащей насадки. Простейший
резонатор имеет два конуса (прямой и обратный) с цилиндрической частью посередине. Подбор формы и размеров этих элементов
позволяет настроить систему на определенную частоту, когда чередования волн отработавших газов попадут в такт и будут
улучшать очистку цилиндра. Существуют и другие конструкции резонаторов, не всегда обеспечивающие максимальную мощность
двигателя. Их форма и размеры диктуются компоновочными и дизайнерскими требованиями.
Четырехтактные двигатели
У этих двигателей процессом выпуска управляют клапаны ГРМ, поэтому резонансные явления не играют большой роли. Выпускная
система включает в себя выпускной канал в головке цилиндра, патрубок и глушитель. У «больших» скутеров добавлен каталитический
нейтрализатор. Эти устройства снижают токсичность выбросов за счет дожигания вредных соединений в слое катализатора.
Располагаются каталитические нейтрализаторы в непосредственной близости к цилиндру перед глушителем, с тем, чтобы температура
отработавших газов была максимальной. Необходимость наличия каталитических нейтрализаторов диктуется ужесточающимися
требованиями к содержанию вредных веществ в отработавших газах.
Типы глушителей: а - с наполнителем, поглощающим звуковые волны; б - резонансный, в котором выхлопные газы меняют
свое направление.
Глушители
Независимо от типа двигателя (двух- или четырехтактный) принцип действия глушителей основан на двух физических эффектах:
резонансе и звукопоглощении; часто используют комбинацию этих эффектов. Поскольку у скутеров двигатель сблокирован с
маятником задней подвески, то глушитель качается вместе с ним.
Основные неисправности системы выпуска
К ним относятся: негерметичность соединений и засорение глушителя несгоревшими отложениями.