Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. >> Сцепление. Трансмиссия.
Сцепление
Оно служит для плавного соединения двигателя с колесом при троганьи с места. У подавляющего большинства скутеров сцепление
представляет собой центробежный автомат, который включается в работу при увеличении оборотов коленчатого вала двигателя
выше холостых. Размещается автоматическое центробежное сцепление на ведомом шкиве вариатора, реже (у скутеров без
вариатора) - непосредственно на шейке коленчатого вала.
У барабанного сухого сцепления одна из половин ведомого шкива вариатора служит опорой для колодок (5), которые внешне
похожи на одноименные детали барабанного тормоза. В отличии от тормозных колодок, колодки сцепления дополнительно играют
роль центробежных грузов. Через каждую из колодок (их бывает 2-3) с одного конца проходит ось, относительно которой она
может поворачиваться. Противоположные концы притянуты друг к другу пружинами. Приостановленном двигателе, или работающем
на холостом ходу, колодки сцепления притянуты пружинами друг к другу и не передают крутящий момент от двигателя и
приводимого им вариатора на колесо. При возрастании частоты вращения ведомого шкива вариатора, колодки сцепления,
вращающиеся внутри барабана, за счет центробежной силы начинают, преодолевая усилие пружин, расходиться и прижимаются
наружной поверхностью к барабану. Эта поверхность, как и у тормозных колодок, имеет специальное фрикционное покрытие,
способное передавать крутящий момент. Поскольку обороты двигателя нарастают не мгновенно, в первый момент троганья
действия центробежных сил недостаточно, для того, чтобы плотно прижать колодки к барабану, и они пробуксовывают
относительно друг друга. Таким образом, крутящий момент нарастает постепенно, и скутер плавно трогается с места.
В работе сцепления используются силы трения между деталями, закрепленными на ведущем валу, связанном с двигателем, и
ведомом, связанном с колесом. По своей конструкции сцепления делятся на барабанные (колодочные) и дисковые. Кроме того,
они бывают сухие и мокрые, то есть работающие в масле. Хотя последний тип на мотоциклах имеет преимущественное распространение,
на скутерах он встречается редко.
Центробежное сцепление: 1 - пружина; 2 - башмак (грузик) с фрикционной накладкой; 3 - основание (ведущий диск); 4 - барабан сцепления.