Топливные системы мотоциклов и скутеров. >> Конструкция и регулировка карбюраторов (Keihin и Mikuni). Карбюраторы Keihin.
Карбюраторы Keihin
На рис. 7.1 - 7.25.б показан блок из четырех карбюраторов Keihin, установленный на
мотоцикл
Kawasaki ZX-9R. Это типичное применение
продукции Keihin в качестве основного оборудования, тогда как более поздние модели CR и FCR с более гладкими каналами чаще
используются для тюнинга.
В карбюраторах Keihin разных моделей используются главные жиклеры различных типов, поскольку главный жиклер в сочетании с эмульсионной
трубкой составляют пару, удовлетворяющую требуемым характеристикам карбюратора, так что подбор нужного типа так же важен, как и
правильный размер. Так же важна длина иглы, которая должна соответствовать ходу, поэтому размер диффузора, диаметров и углов конусности игл
подбираются подходящими друг к другу.
Главные жиклеры
Жиклеры отличаются общей длиной, размером резьбы и типом головки под отвертку (плоскую или крестообразную). Основным параметром жиклера
является диаметр его отверстия (мм х 100) и выпуска-ются с шагом 0.025 мм для малых размеров (до #200) и с шагом 0.05 мм для больших
размерив. Последняя цифра опускается так что размеры имеют маркировку: 120, 122, 125, 128, 130.
Выпускаются карбюраторы следующих типов:
99101-393-###
Называемый также SRS (small, round, slotted)
• Общая длина 8 мм
• Головка круглая, с шлицем под плоскую отвертку
• Резьба 5x0.8 мм
• Размеры от #90 до #200 (по данным изготовителя жиклеры этого типа выпускаются в диапазоне размеров от #50 до #250)
Жиклеры этого типа устанавливаются на большинство дорожных мотоциклов Honda моделей VB, VD, VE и некоторых моделей PD и РЕ, а
также на моделях CV и CVK (Honda и Kawasaki) и в качестве главных воздушных жиклеров в карбюраторах FCR с плоским дросселем.
99101-357-###
Называемый также длинный шестигранник:
• Обшая длина 16.5 мм
• Шестигранная головка 6 мм
• Размеры от #80 до #230
Жиклеры этого типа устанавливаются в карбюраторах CR, FCR, PD, PE, PWM и Harley Davidson.
1001-806-###
• Общая длина 9 мм
• Круглая головка с шпицем под плоскую отвертку (диаметр головки меньше диаметра резьбы)
• Резьбе 6 х 1.0 мм
• Размеры от #90 до #185
Устанавливаются в карбюраторах Harley Davidson.
N427-27
Внешне похож на жиклер серии 393, только без кольцевой канавки на головке.
• Общая длина 8 мм
• Круглая головка с шлицем под плоскую отвертку
• Размеры от #150 до #220
Устанавливаются в карбюраторах Harley Davidson DЕ и CV.
Жиклеры холостого хода
Отличаются общей длиной и положением резьбовой части.
N424-21-###
• Общая длина 28 мм, резьба на утолщенной части
• Размеры от #35 до #85 Устанавливаются в карбюраторах PJ, PWK, PWM и в некоторых карбюраторах с гладкой проточной частью.
N424-22-###
• Общая длина 28 мм, резьба на тонкой части
• Размеры от #35 до #80 Устанавливаются в некоторых карбюратоpax РЕ.
N424-24-###
• Общая длина 32 мм, резьба на тонкой части
• Размеры от #35 до #82 Устанавливаются внекоторых карбюраторах CR
N424-25-###
• Общая длина 15 мм. резьба на утолщенной части
• Размеры от #35 до #100 Устанавливаются в некоторых карбюраторах РЕ.
N424-26-###
• Общая длина 23.5 мм, резьба на тонкой части
• Размеры от #35 до #80 Устанавливаются в некоторых карбюраторах РЕ.
Рис. 7.1. Блок карбюраторов Keihin (вид со стороны воздушного фильтра). 1 Электрический разъем датчика положения дросселя.
2 Канал, соединяющий пространство под диафрагмой с атмосферой или с воздушной камерой. 3 Главный воздушный жиклер.
4 Воздушный жиклер системы холостого хода. 5 Воздушный канал к поплавковой камере (все четыре камеры объединены одним
шлангом, который подсоединен к воздушной камере). 6 Фиксатор троса управления дроссельными заслонками. 7 Трос регулировки
упора дроссельных заслонок. 8 Подвод топлива. 9 Пробка слива отстоя из поплавковой камеры с направляющей для отвертки.
Рис. 7.2. Блок карбюраторов Keihin (вид со стороны двигателя). 1 Шланг системы охлаждения двигателя для подогрева карбюраторов.
2 Дроссельная заслонка. 3 Ползун, управляющий плунжерами холодного пуска. 4 Регулятор относительного положения дроссельных
заслонок №1 и 2. 5 Подвод топлива. 6 Рычаг троса механизма холодного пуска. 7 Трос регулировки упора дроссельных заслонок.
Рис. 7.3. Здесь показан регулировочный винт между осями двух соседних заслонок, которым можно синхронизировать их положение.
Рис. 7.4. Под дроссельной заслонкой расположено выходное отверстие системы холостого хода (слева в диффузоре) и отверстие для забора
вакуума, управляющего системой обогащения смеси при работе двигателя без нагрузки.
Рис. 7.5. Поплавковые камеры крепятся четырьмя винтами с крестообразными шлицами, одним из которых также закреплен шланг обогрева
карбюратора. Винт с простым шлицем в изгибе шланга обогрева предназначен для регулировки холостого хода.
Рис. 7.6. Сверху над диффузором расположены несколько отверстий: в два из них ввернуты латунные жиклеры (главный воздушный жиклер
и жиклер холостого хода), три отверстия вокруг пустые, в большое отверстие с резьбой справа вворачивается винт крепления
пластмассового раструба.
Рис. 7.7. Внутри диффузора виден черный поршень - ползун. Слева на корпусе карбюратора расположена вакуумная камера системы обогащения
смеси при малых нагрузках. Поплавковые камеры не соединены непосредственно с атмосферой. Вместо этого отверстия камер объединены
одним шлангом, который соединен с воздушной камерой, так что давление в поплавковых камерах всегда равно давлению в воздушной камере.
В некоторых модификациях шланг подведен к заслонке, с помощью которой шланг можно подключать к разным источникам давления и
подстраиваться таким образом к различным условиям работы двигателя.
Рис. 7.8. На правой стороне блока установлен потенциометр - датчик положения дроссельных заслонок. В трехштырьковом разъеме датчика
один контакт-подвод питания, второй - масса и по третьему снимается напряжения с движка потенциометра на вход блока управления
зажиганием. Снимаемый сигнал меняется в пределах от 0.5 В при холостом ходе до 3.5 В при полной нагрузке.
Рис. 7.9,а. Переходная система холостого хода: при небольшом открытии дроссельной заслонки от положения холостого хода открывается
ряд отверстий, которые постепенно увеличивают подачу топлива из системы холостого хода до момента вступления в работу главной
дозирующей системы.
Рис. 7.9,б. Теперь отверстия переходной системы полностью открыты. Их число и расположение определено экспериментально при доводке
двигателя так. чтобы обеспечивался плавный переход от холостого хода к средним нагрузкам.
Рис. 7.10.а. Отверстие в конце диффузора под дроссельной заслонкой предназначено для холодного пуска двигателя. Оно соединено
внутренними сверлениями через топливный жиклер с поплавковой камерой.
Рис. 7.10,б. Трос подсоса перемещает вдоль всего блока карбюраторов ползун, управляющий плунжерами. Плунжеры открывают доступ воздуха
из-под диафрагмы (из атмосферы или из воздушной камеры) к точке подвода топлива. Эта система работает подобно миниатюрному
карбюратору, который подает добавочное топливо к обычной рабочей смеси и обогащает ее во время холодного пуска.
Рис. 7.10,в. На фотографии показан подпружиненный плунжер системы холодного пуска.
Рис. 7.11. Небольшая вакуумная камера с диафрагмой сбоку карбюратора управляет обогащением смеси при малых нагрузках и высоких
оборотах двигателя (при выбеге, спуске под уклон и пр.). Если разрежение под заслонкой достаточно велико, оно втягивает диафрагму
в камере, преодолевая усилие пружины, и открывает еще один подпружиненный клапан внутри карбюратора, который добавляет топливо
в систему холостого хода.
Рис. 7.12.а. Подогреватель карбюратора представляет собой латунную трубку с перегородкой внутри, по которой циркулирует
охлаждающая жидкость.
Рис. 7.12,б. Трубка вставлена в корпус карбюратора под диффузор рядом с каналами системы холостого хода, которые быстрее всего
замерзают при низкой температуре.
Рис. 7.13. Большинство карбюраторов имеют на корпусе идентификационный номер, который позволяет правильно подобрать размеры
жиклеров и прочих заменяемых деталей.
Рис. 7.14,а. Для доступа к поплавку надо отвернуть четыре винта крепления крышки. Поплавок качается на стальной оси (на фотографии
внизу слева). Отвернув латунный стопорный винт, можно освободить ось и снять ее вместе с поплавком.
Рис. 7.14.б. Крышка поплавковой камеры уплотнена резиновым жгутом. Не трогайте его. если, конечно, он уже не поврежден.
Рис. 7.15. Игла клапана закреплена на рычаге поплавка пружинным фиксатором, так что всю сборку можно без труда снять и установить.
Игла входит в латунный корпус с седлом. Корпус вставлен в поплавковую камеру, уплотнен резиновым кольцом и закреплен винтом.
Рис. 7.16. В корпус клапана встроен тонкий сетчатый фильтр, который надо регулярно промывать или продувать в направлении обратном
потоку топлива. Обрезиненный наконечник иглы и его седло в корпусе клапана должны быть стерильно чистыми и не должны иметь
никаких дефектов на сопрягаемых поверхностях.
Рис. 7.17. Поплавковая камера. 1 Винт крепления оси поплавка. 2 Винт креплений корпуса клапана. 3 Корпус клапана.
4 Кожух иглы (в круто наклоненных карбюраторах главный жиклер и эмульсионная трубка расположены более или менее вертикально,
тогда как игла и ось поршня должны быть перпендикулярны диффузору). 5 Отверстие, сообщающее поплавковую камеру с атмосферой
или с воздушной камерой. 6 Жиклер холостого хода. 7 Главный жиклер. 8 Жиклер холодного пуска. 9 Топливопровод системы
холодного пуска. 10 Топливопровод системы холостого хода. 11 Канал системы подогрева карбюратора. 12 Винт регулировки холостого хода
Рис. 7.18. Главный жиклер (деталь меньшего размера) ввернут в эмульсионную трубку, которая в свою очередь ввернута в
корпус карбюратора.
Рис. 7.19. Винт регулировки состава смеси на холостом ходу имеет конус для тонкой регулировки количества топлива, уплотнительное
кольцо, пружину для удержания винта в отрегулированном положении и шайбу для зашиты уплотнитель-ного кольца от повреждения пружиной.
Рис. 7.20. Если отвернуть четыре винта крепления крышки сверху карбюратора, то под ней обнаружится диафрагма камеры поршня
и возвратная пружина.
Рис. 7.21,а. Наружная кромка диафрагмы утоплена в кольцевую канавку корпуса карбюратора и имеет небольшой выступ, благодаря
которому диафрагму можно установить только в одном положении. В выступе расположен маленький латунный жиклер.
Рис. 7.21.б. Внутри камеры (под диафрагмой) находится чистый воздух из воздушной камеры, который отводится также в систему
холодного пуска (1) и в камеру обогащения смеси при малых нагрузках (2).
Рис. 7.22. Внутри поршня помешена пружина. В пружину вставлен с одной стороны пластмассовый фиксатор, который центрирует пружину
в расточке поршня и прижимает иглу к днищу поршня.
Рис. 7.23. На торце поршня имеется криволинейный вырез, с помощью которого регулируется воздушный поток при очень малом
открытии дроссельной заслонки. В центральном отверстии расположена игла, а через отверстие меньшего диаметра разрежение в
диффузоре передается в пространство над диафрагмой, что заставляет поршень подниматься.
Рис. 7.24. Конусная игла регулирует подачу топлива при частичных нагрузках. Игла находится в поршне и прижата к его днищу
пружиной. Регулировка иглы не предусмотрена, хотя ее можно немного поднять, подложив под ее головку шайбы.
Рис. 7.25,а. В маленькой крышке сбоку на стенке карбюратора помешен подпружиненный плунжер, уплотненный диафрагмой, и
предназначенный для обогащения рабочей смеси на малых нагрузках. Вакуум из диффузора под дроссельной заслонкой подводится
к диафрагме через отверстие в крышке.
Рис. 7.25,б. За латунной вставкой расположен подпружиненный плунжер. Полость через отверстие (на фотографии слева) сообщается
с камерой под главной диафрагмой, откуда в нее подается очищенный воздух из воздушной камеры.
Рис. 7.26. Карбюраторы Keihin поздних выпусков могут снабжаться различными креплениями и входными устройствами для различных
приложений. На этой фотографии показан входной патрубок с раструбом и ввертывающейся в него втулкой.
Рис. 7.27. Карбюраторы Keihin FCR (вид со стороны впуска воздуха со снятыми впускными патрубками). На фотографии хорошо видны
воздушные жиклеры - главный и холостого хода. Верхние Т-образные патрубки соединяют поплавковые камеры с воздушной камерой,
тогда как нижние патрубки - это подвод топлива. Нижний шланг распределяет топливо от ускорительного насоса.
Рис. 7.28. Вид на блок карбюраторов Keihin FCR со стороны двигателя. Шпиндель, управляющий дроссельными заслонками с возвратной
пружиной расположен на блоке сверху. Прилив, в котором расположен ускорительный насос, виден слева внизу. Привод ускорительного
насоса соединен с концом шпинделя дроссельных заслонок.
Рис. 7.29. Ускорительный насос с приводом. Один насос обслуживает четыре карбюратора.
Рис. 7.30. На этой фотографии блока FCR снизу хорошо виден ускорительный насос. Шестигранники в нижней части поплавковых камер -
это сливные пробки. Они сделаны достаточно большими для того чтобы удалять из камер всю грязь и воду, а также для доступа к
главному жиклеру без разборки карбюратора.
Рис. 7.31. Здесь видна гладкая поверхность диффузора, экран вокруг главного распылителя и (дальше по направлению потока воздуха)
распылитель ускорительного насоса.
Иглы
Наиболее популярны иглы FCR производства Keihin, которые выпускаются в диапазоне от 28 до 33 мм (серия 90###) и в диапазоне от
35 до 41 мм (серия OC###). Иглы маркируются номером серии и тремя буквами (например, 90PST).
• Первая буква (F) обозначает угол конуса (в данном случае 1" 15').
• Вторая буква (S) обозначает длину от верхней регулировочной канавки до точки, где диаметр иглы равен 2.515мм. Расстояние
измеряется от нижней кром-ки канавки (т.е. ближайшей к конусу). В данном случае это расстояние равно 63.45мм.
• Третья буква (Т) обозначает диаметр цилиндрической части сечения иглы (сразу под канавками перед началом конуса).
Буква Т соответствует диаметру 2 775 мм.
Маркировка конуса начинается с буквы А, соответствующей угпу 0' и возрастает для каждой последующей буквы с шагом 15" (например,
до буквы G - шесть шагов и размер будет 6 х 15' - 90' или 1 * 30' ).
Маркировка длины начинается также с буквы А, которой в серии 90 соответствует начальное значение 56.25 мм, а в серии ОС
значение 72.2 мм, и возрастает для каждой последующей буквы с шагом 0.45 мм. Например букве G (шесть шагов) в серии 90
соответствует длина 6 х 0.45 + 56.25 = 58.95 мм, а в серии ОС 6 х 0.45 + 72.2 -74.9 мм.
Маркировка диаметра цилиндрической части начинается с буквы А = 2.605 мм и возрастает для каждой последующей буквы с шагом 0.01 мм.
Например, букве G (шесть шагов) соответствует диаметр 6 х 0.01 + 2.605 = 2.665 мм.
Обычно для настройки карбюратора хватает регулировочных канавок (так, игла FCR имеет семь канавок, из которых верхняя (№1)
соответствует самой бедной смеси, поскольку в этом положении игла глубже всего входит в отверстие жиклера).
Перемещение иглы с увеличением номера канавки обогащает смесь на частичных нагрузках, но наиболее заметным это перемещение
становится в диапазоне открытия дроссельной заслонки от 1 /4 до 1 /2 ее полного хода.
Игла с тем же начальным диаметром, но с меньшим углом конуса (т.е. с буквой маркировки ближе к началу алфавита) не окажет
существенного влияния на состав рабочей смеси при малых углах открытия дроссельной заслонки, но при больших углах открытия
значительно обеднит смесь. Игла с большой конусностью (т.е. с буквой маркировки ближе к концу алфавита), наоборот, при больших
углах открытия заслонки обогатит смесь.
Для того чтобы обеднить или обогатить смесь при малых открытиях дросселя, в качестве первого шага можно поднять или опустить
иглу. Если этого недостаточно, установите иглу соответственно меньшего или большего диаметра. Вместе стем, иглы с одинаковым
углом конусности дадут одинаковое изменение состава смеси на всем диапазоне открытия заслонки. Для корректировки этого изменения
на полном дросселе, следует изменить конусность иглы. При использовании иглы с меньшим начальным диаметром для обогащения
смеси, предотвратить переобогащение смеси на полных нагрузках поможет игла с меньшей конусностью. При использовании иглы с
большим начальным диаметром (обеднение смеси), предотвратить обеднение смеси на полных нагрузках позволит игла с большей конусностью.
Значение второй буквы маркировки иглы (расстояние до места, где диаметр равен 2.515 мм) состоит в том. что Вы можете
приблизительно рассчитать компенсационные изменения, о которых говорится в последнем параграфе. Если игла уже установлена на
канавке №1 (или №7), а смесь требует дальнейшего обеднения (или обогащения), тогда это значение можно использовать для поиска
иглы с большим расстоянием до этой точки, что равносильно дальнейшему опусканию иглы для обеднения смеси (или с меньшим расстоянием,
что соответствует дальнейшему повышению иглы для обогащения смеси).Таким образом Вы можете подобреть иггту, которая дает
наилучшую смесь на одной из средних канавок, оставив таким образом возможность дальнейших регулировок в обе стороны.
Жиклеры для игл
Выпускаются жиклеры с различными соплами. Сопло оказывает сопротивление истечению топлива, поэтому, чем больше сопло, тем
больше топлива из него вытечет.
Высота положения поплавка
Положение поппввка измеряется от его поверхности до поверхности под прокладку крышки поплавковой камеры. При этом поплавок
должен касаться клапана, но не напрягать его пружину.
Ниже приведены значения этих расстояний длппоплавков разпичных карбюраторов.
FCR 9 мм
CR 14 мм
Р\Л/К28мм 19 мм
PWK35-39 мм 16 мм
PJ 16 мм
PWM38 65 мм
РЕ24-28 мм 14 мм
РЕ 30-34 мм 20мм
Винт холостого хода
В карбюраторах FCR винт холостого хода регулирует подачу топлива. Выворачивание винта обогащает смесь, вворачивание - обедняет ее.
В карбюраторах других моделей (CR, PWK, PJ и РЕ) винт холостого хода регулирует воздушный поток.
Ускорительный насос
В приводе ускорительного насоса имеется достаточно большой люфт, чтобы насос начинал работать только в конце хода дроссельной
заслонки. Этот люфт, от которого зависит количество впрыскиваемого топлива, можно отрегулировать.
Увеличение люфта уменьшает количество впрыскиваемого топлива. Необходимость в такой регулировке возникает в том случае, если
очевидно, что смесь во время разгона слишком богатая. Если смесь, наоборот, слишком бедная, то следует уменьшить люфт привода,
чтобы насос впрыскивал большее количество топлива.
Различные виды карбюраторов на мотоциклы и скутеры вы можете купить у нас.