Устройство и эксплуатация мотоциклов Урал. >> Ремонт двигателя
И. М. Кошелев
Ремонт двигателя
Неисправности двигателя можно разделить на три группы:
- вызванные нарушением регулировки;
- возникающие вследствие естественного изнашивания деталей при длительной эксплуатации;
- случайные, вызванные поломкой деталей в результате скрытых дефектов, аварий, неправильной эксплуатации.
При возникновении неисправностей последней группы детали, как правило, имеют значительные повреждения и нуждаются в замене.
Неисправности, вызванные нарушением регулировок зажигания, карбюраторов, механизма газораспределения и т.п. устраняются восстановлением соответствующих параметров.
Порядок регулировки зажигания и карбюраторов будет объяснен чуть позже.
А пока рассмотрим регулировку механизма газораспределения.
В механизме газораспределения регулируется тепловой зазор в приводе клапанов. Для того чтобы клапан герметично садился на седло, необходимо, чтобы в то время, когда кулачок не воздействует на толкатель, между клапаном и деталями привода был зазор. Если зазора не будет, то клапан упрется в привод, не сядет на седло и не обеспечит герметичного перекрытия канала.
Регулировку зазора производят на холодном двигателе. При этом полезно помнить, что у нижнеклапанного двигателя М-72 зазор при прогреве двигателя уменьшается, а у верхнеклапанных двигателей увеличивается. Поэтому для нижнеклапанных двигателей при регулировке назначают больший зазор, а для верхнеклапанных - меньший.
Проверку и регулировку зазоров производят в соответствии с указанием инструкции или чаще, если появились признаки нарушения регулировки.
Внешним признаком увеличения зазоров в приводе клапанов является звонкий металлический стук в головках цилиндров на прогретом двигателе. Признаками отсутствия зазоров являются падение мощности двигателя, "хлопки" в карбюратор.
Для проверки и регулировки зазоров необходимо снять крышку головки цилиндра (не забывайте, что в головке находится масло) и установить коленчатый вал в такое положение, чтобы клапан был закрыт. В инструкции указано, при каком положении коленчатого вала регулируют каждый из клапанов. Такая регулировка обеспечивает наиболее точные значения зазоров с учетом биения кулачков.
Вследствие совершенствования технологии изготовления биение кулачков в настоящее время незначительно, поэтому можно предложить ускоренный и более простой способ регулировки. Надо установить поршень одного из цилиндров в верхнюю мертвую точку в такте сжатия. Ее можно определить по риске на маховике, а такт сжатия - по положению клапанов: оба должны быть закрыты (у противоположного цилиндра при этом один из клапанов будет открыт). После этого необходимо щупом проверить зазор между штоком клапана и коромыслом. При отсутствии щупа зазор можно проверить, прижав коромысло к штоку клапана и вращая штангу. Штанга должна легко вращаться, но не иметь ощутимого осевого перемещения.
Если зазор не соответствует указанным в инструкции, то необходимо ослабить контргайку и отрегулировать его регулировочным болтом. После регулировки затянуть контргайку и вновь проверить зазор, так как при этом он часто изменяется. После регулировки зазоров в одном цилиндре повернуть коленчатый вал на один оборот и повторить операции на втором цилиндре.
Рассмотрим порядок ремонта двигателя при возникновении неисправностей, появляющихся в процессе эксплуатации.
В первые 8-10 тыс. км пробега чаще других встречается дефект "прихват" поршня, возникающий, как правило, в месте перехода юбки поршня в "холодильники". Если "прихват" незначительный (ширина полос с задирами 5-7 мм), необходимо опилить поршень бархатным напильником или надфилем. Пользоваться для этой цели наждачной бумагой нежелательно, так как абразивные частицы будут вдавливаться в мягкий металл поршня и в дальнейшем вызовут повышенный износ цилиндра. Наволакивание алюминия на зеркало цилиндра можно удалить и наждачной бумагой, так как зеркало цилиндра достаточно твердое, абразивные частицы не вдавливаются в него и легко удаляются при промывке цилиндра.
Если же "прихват" распространился на значительную поверхность поршня, то надо заменить поршень и кольца. Цилиндр при этом имеет значительные повреждения и требует расточки под ремонтный размер или замены. Величины предельных износов и зазоров деталей двигателя приведены в табл. 1.2 (см. на стр.18).
Если одно или несколько колец поломаны или имеют повышенный износ (зазор в стыке более 1,2 мм), они подлежат замене, которую необходимо проводить с большой осторожностью вследствие хрупкости колец.
Головки цилиндров в домашних условиях отремонтировать практически невозможно, поэтому их следует заменять новыми.
Ремонт двигателя