Левый и правый цилиндры 6 (рис. 2.2) двигателя МТ10-32 одинаковые по конструкции. Рубашка (оболочка) цилиндров изготовлена из алюминиевого сплава. Она соединяется диффузионным способом с гильзой, отлитой из специального чугуна. Это дает возможность значительно снизить теплонапряженость поршневой группы и обеспечить ее высокую работоспособность. Диаметр цилиндра 18+0,04 мм. В нижней часть цилиндра расположен фланец с отверстиями для шпилек крепления цилиндров и головок к картеру. Верхняя часть цилиндра имеет кольцевой бурт, который входит в цилиндрический разрез головки. Между цилиндром и головкой установлена прокладка 4 из мягкой красной меди толщиной 0,6 мм.
Цилиндры 3 двигателя К-750М (рис. 2.8) отлиты из чугуна. Они не взаимозаменяемы. Левый цилиндр отличается от правого размещением впускных и выпускных клапанов. В верхней части цилиндры имеют приливы с двумя клапанами для впуска рабочей смеси и выпуска отработанных газов. В нижней части цилиндра находится фланец с шестью отверстиями, через которые цилиндр крепится к картеру двигателя шпильками. Заодно с фланцем цилиндра отлита клапанная коробка, в которой находятся клапаны 13 и их пружина 14. Во фланце левого цилиндра размещена кольцевая канавка с тремя отверстиями для подачи масла по масляной магистрали в рабочую зону цилиндра в верхней части цилиндра сделаны восемь резьбовых отверстий для крепления головки.
Цилиндры 8 (рис. 2.10) двигателя М67-36 ("Урал") изготовлены из чугуна. Они имеют одинаковую конструкцию и взаимозаменяемы. В верхней части цилиндра имеются четыре отверстия для шпилек крепления головки и два отверстия, в которые запрессованы трубки штанг толкателя. Кроме того, в цилиндре предусмотрено отверстие для дренажной трубки, по которой остатки масла стекают из полости головки цилиндра. К картеру двигателя цилиндр крепится четырьмя шпильками.
Рис. 2.16. Цилиндр двигателя К-750 и "Днепр-12" (правый): 1 - конусная поверхность седла клапана; 2 - плоскость разъема с головкой цилиндра; 3 - плоскость разъема с картером двигателя; 4 - зеркало цилиндра; 5 - отверстие направляющей клапана
Между цилиндрами и картером устанавливаются картонные прокладки.
В зависимости от диаметра цилиндры разбиваются на группы (табл. 2.1). Размер группы цилиндра МТ10-32 выбит в нижней части его рубашки возле фланца со стороны размещения кожухов штанг цифрами 1, 2, 3 и 4, которым соответствуют диаметры 78,01 - 78,00; 78.02 - 78,01; 78,03 - 78,02 и 78,04 - 78,03 мм. У двигателей К-750М индекс группы выбит на плоскости общей коробки, а у двигателей М67-36 на верхнем торце цилиндра.
Ремонт цилиндра заключается в увеличении его диаметра до ближайшего ремонтного размера путем расточки на токарном или коор-динатно-расточном станке. При использовании поршня увеличенного размера расточка цилиндра обязательна!
Примечание: 1. Диаметр поршня измеряется в нижней части юбки (ниже нижнего маслосъемного кольца) перпендикулярно оси пальца при температуре 20°С. 2. При наличии овальности и конусности цилиндра его диаметром считается наименьший диаметр.