Поршни двигателей мотоциклов "Днепр" и "Урал" отлиты из жаропрочного алюминиевого сплава и термически обработаны. Поршень состоит из головки со сферическим или плоским днищем, юбки и бобышек. На поршне устанавливаются поршневые кольца (два компрессионных и два маслосъемных). В канавках под поршневыми кольцами расположены сквозные отверстия для стока масла. Юбка поршня изготавливается специальной овальной формы. Больший диаметр юбки располагается в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. Юбка поршня имеет также коническую форму. Разница большего и меньшего диаметра юбки составляет 0,015 мм. Диаметр верхней части юбки меньше чем диаметр нижней части на 0,03 - 0,05 мм. Овальность и конусность юбки нужны для того, чтобы при малом зазоре между ней и цилиндром поршень, расширяясь от нагревания, не заедал в цилиндре. Для обоих цилиндров поршни одинаковые. В зависимости от диаметра цилиндры разбиты на группы (табл. 2.1).
Чтобы уменьшить шум поршня во время его работы, ось отверстия под поршневой палец в двигателе МТ 10-32 смещена относительно оси симметрии на 1,5 мм. Чтобы правильно установить такой поршень в цилиндре, на дне его днища выбита стрелка. Во время монтажа стрелка должна быть обращена на поршнях обоих цилиндров вперед в сторону центрифуги. В этом случае, если смотреть на двигатель сзади, палец в поршне правого цилиндра должен быть смещен вниз, а в поршне левого цилиндра - вверх.
Отверстия под палец в поршнях двигателей К-750М и М67-36 выполнены без смещения оси пальца от диаметральной плоскости поршня. Поршни двигателей К-750М и М67-36 имеют плоское дно, а поршень МТ 10-32 - плоское дно с выталкивателем.
Отверстия пальцев разбиты на группы через 0,0025 мм и маркированы краской на боковине (табл. 2.2). Допустимый износ отверстия под поршневой палец не должен превышать 0,02 мм. В этих отверстиях находятся канавки для пружинных стопорных колец, которые способствуют осевому смещению поршневого пальца. Поршни к цилиндрам подбираются с необходимым зазором. Чтобы облегчить подбор, поршни и цилиндры отсортированы через 0.010 мм. Их размеры выбиты на внутренней стороне дна поршня.
Кроме того, поршни разбиваются на группы по массе, которая совпадает с цветным индексом отверстия под поршневой палец. Разни-ца в массе поршней двигателя не должна превышать 0.004 кг. Взвешиваются поршень в сборе с кольцами и пальцем. У подобранных поршней цветовая маркировка отверстий под поршневой палец должна соответствовать маркировке отверстия верхней головки шатуна. Маркировочная краска на поршнях наносится на нижнюю поверхность одной из бобышек, на шатунах - у верхней головки.
Таблица 2.2 Маркировка размерных групп пальцев, поршней и шатунов
Цвет маркировки
Диаметр пальца, мм
Диаметр отверстия в бобышках поршня, мм
Диаметр отверстия в верхней головке шатуна, мм
Белый
21,0000-20.9975
20,9930-20.9905
21.0070-21.0045
Черный
21.9975-20,9950
20.9905-20.9880
21.0045-21.0020
Красный
20,9950-20.9925
20.9980-20.9855
21.0020-20.9995
Зеленый
20,9925-20.9900
20.9855-20.9830
20.9995-20.9970
Таблица 2.3 Ремонтные размеры цилиндров и поршней
Марка двигателя
Размер цилиндра и поршней
Диаметр цилиндра, мм
Обозначение поршня по каталогу
Диаметр поршня, мм
МТ 10-32
1-й ремонтный (увеличенный на 0.2 мм)
78.20-78.24
KM3-8.1550I237-P1
78.18-78.14
МТ10-32
2-й ремонтный (увеличенный на 0,5 мм)
78.50-78.54
KM3-8.15501237-P2
78.48-78.44
К-750М
1-й ремонтный (увеличенный на 0.2 мм)
78.20-78,24
72Н01237-Р1
78.15-78.11
К-750М
2-й ремонтный (увеличенный на 0.5 мм)
78.50-78.54
72Н01237-Р2
78.45-78.41
М67-36
1-й ремонтный (увеличенный на 0.2 мм)
78.20-78.23
6201237-PI
78.11-78.14
М67-36
2-й ремонтный (увеличенный на 0,5 мм)
78.50-78.53
620I237-P2
78.41-78.44
М67-36
3-й ремонтный (увеличенный на 1.0 мм)
79,00-79.03
6201237-РЗ
78.91-78.94
ОБЪЯСНИТЕ, КАК МАРКИРУЮТСЯ ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ РЕМОНТА ДВИГАТЕЛЯ?
Деталям и сборочным единицам присвоены семизначные номера, в которых:
- две первые цифры показывают тип мотоцикла;
- две вторые - номер группы;
- три последние - номер детали в группе.
Некоторые детали имеют в конце буквенные или цифровые индексы, проставленные через дефис. Индексы А, 01, 02, 04 показывают, что конструкция детали изменена по сравнению с ранее выпускавшейся, но взаимозаменяема с ней по посадочным или присоединительным признакам. Индексы Б, В, 10, 20, 40 указывают, что и конструкция изменилась и взаимозаменяемость не сохранена. Индексы PI, P2, и РЗ обозначают ремонтные размеры. Если обозначение детали начинается с цифр 72 - она подходит ко всем моделям с М72; если с 61 - от М61 и далее.