Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту мотоциклов Урал, Днепр. >> Силовой агрегат. Коленчатый вал.
К.П.Быков
П.В.Грищенко
Силовой агрегат. Коленчатый вал.
Коленчатый вал двигателя МТ10-32 отлит из высокопрочного чугуна. Вал опирается на два подшипника (рис. 2.4). Колена вала расположены в одной плоскости под углом 180°. Номинальный диаметр коренных шеек составляет 45±0,008 мм, шатунных 48±0,025 мм. Шатунные шейки полые. Их полости закрыты нарезными пробками и за-кернены. Щеки коленчатого вала, прилегающие к коренным шейкам, имеют систему уравновешивания.
На переднем конце коленчатого вала на сегментных шпонках установлена ведущая шестерня 4 распределительного вала и центрифуга. Задний конец вала конический. На нем установлен маховик 22, закрепленный центральным болтом 29. После затягивания болт фиксируется шайбой 27.
Чтобы двигатель работал без вибраций, коленчатый вал и маховик отбалансированы.
Коленчатые валы двигателей К-750М и М67-36 собраны из отдельных деталей по специальной технологии, неразборные. Разбирать и собирать такие валы возможно только при помощи специальных приспособлений. Коленчатый вал (рис. 2.25) состоит из двух цапф (передней 6 и задней 4) с коренными шейками и противовесами, средней щеки 2 и кривошипных пальцев 3. Все детали соединены между собой при помощи прессовой посадки. К внешним сторонам передней и задней цапфы винтами прикреплены маслоуловители. В пальцах имеются глухие отверстия и радиальные каналы для подачи масла к роликовому подшипнику 5 нижней головки шатуна 1. На шейке передней цапфы установлена ведущая шестерня газораспределителя, ' а на конической части задней цапфы на шпонке посажен маховик.
Для обеспечения точности сборки и равномерности нагрузки ролики разбиты на группы в зависимости от размера внешнего диаметра (табл. 2.6).
Передняя и задняя цапфа коленчатого вала и средняя щека двигателя К-750М изготовлены из стали 45, а двигателя М67-36 - из легированной стали.
Внутренним кольцом роликового шатунного подшипника служит поверхность пальца коленчатого вала. Перед сборкой коленчатого вала шатунные подшипники комплектуют.
Шатуны, кривошипные пальцы и ролики изготавливают с высокой точностью а затем сортируются и маркируются. Пальцы маркируются по внутреннему диаметру, ролики - по внешнему, а затем комплектуются (табл. 2,6).
У скомплектованных шатунных подшипников зазор в собранном подшипнике должен быть в пределах 0,010 - 0,024 мм - для двигателя К-750М и 0,010 - 0,012 мм - для двигателя М67-36.
Рис. 2.25. Коленчатый вал двигателя К-750 в сборе: 1 - шатун; 2 - средняя щека; 3 - кривошипный палец; 4 - задняя цапфа; 5 - роликовый подшипник нижней головки шатуна; 6 - передняя цапфа
Силовой агрегат. Коленчатый вал.