Инструкции по устройству, техническому обслуживанию и ремонту мотоциклов Урал, Днепр. >> Силовой агрегат. Разборка двигателя.
К.П.Быков
П.В.Грищенко
Силовой агрегат. Разборка двигателя.
Разборку двигателя рассмотрим на примере двигателя мотоцикла "Урал" М67-36. Разборка двигателя производится в следующем порядке:
- снять коробку передач, для чего отвернуть гайки шпилек и болт крепления коробки передач к картеру двигателя;
- отсоединить всасывающий патрубок и снять карбюратор с прокладкой;
- демонтировать головку крышки цилиндра и ее прокладку, предварительно поставив под разъем емкость для слива масла;
- установить поршень разбираемого цилиндра в верхнюю мертвую точку так, чтобы оба клапана были закрыты, провернув коленчатый вал;
- отвернув гайки крепления кронштейнов, снять коромысла с кронштейнами оси, вынуть штанги толкателей;
- легкими ударами молотка через деревянный брусок отделить головку от цилиндра, необходимо следить за тем, чтобы прокладка отделялась вместе с одной из деталей и не порвалась. При снятии обеих головок нужно пометить демонтируемые детали, чтобы не перепутать их при сборке;
- отвернув гайки крепления, методом покачивания из стороны в сторону снять цилиндр;
- снять поршень, используя приспособления представленные на рис. 2.55. При этом сначала снять стопорные кольца поршневого пальца, затем надеть на поршень приспособление и установить его на шпильки крепления цилиндра и выпрессовать поршневой палец;
- снять толкатели с направляющими, предварительно отвернув стопорные винты, вынуть толкатели, пометить;
- снять переднюю крышку, отвернув винты ее крепления;
- отсоединить провода от клемм катушки зажигания;
- снять крышку прерывателя, вынуть провода высокого напряжения вместе с резиновыми втулками;
- снять автомат опережения зажигания вместе с кулачками прерывателя;
- снять крышку, вынуть сапун.
При необходимости осмотра и разборки перепускного смазочного клапана следует иметь в виду, что он строго тарирован на давление в смазочной линии 70 - 90 кПа. Перед снятием распределительного вала необходимо измерить зазор в зацеплении и торцевое биение зубчатых колес газораспределения. Для этого, отвернув гайки крепления, снять генератор, и, установив на верхнее правое резьбовое отверстие приспособление, замерить боковой зазор в зацеплении зубчатых колес, который не должен превышать 0,3 мм (рис. 2.56). При повышенном зазоре зубчатые колеса заменить. Затем, закрепив в правое резьбовое отверстие приспособление (рис. 2.57), измерить торцевое биение зубчатых колес, которое не должно превышать 0,04 мм.
Для снятия распределительного вала необходимо отвернуть винты крепления фланца через отверстия ведомого зубчатого колеса распределения, вал демонтируется при помощи съемника, который вставляется в отверстие вынутой направляющей втулки впускного клапана левого цилиндра (рис. 2.58). Подведя оправку под кулачок, вытолкнуть распределительный вал путем поворота оправки против часовой стрелки.
Рис. 2.55. Приспособление для выпрессовки и запрессовки поршневого пальца в верхнюю головку шатуна: а - с помощью ленточного приспособления: б, в - с помощью оправки и молотка: г - с помощью винта: 1 - деревянные упоры; 2 - поршневой палец; 3 - оправка: 4 - шатун: 5 - поршень; 6 - оправка; 7 - выколотка
Рис. 2.56. Измерение Тюкового зазора в зацеплении зубчатых колес распределения
Для снятия маховика нужно отогнуть стопорную шайбу болта маховика, установить ключ 19x22 в распор между отверстием под пружину в маховике и приливом под шпильку крепления картера двигателя, отвернуть болт крепления маховика, снять замочную шайбу и убрать ключ. Затем закрепить приспособление (рис.19, а) на маховике и ввертывая центральный винт приспособления, снять маховик с конуса коленчатого вала.
Для демонтажа коленчатого вала из картера необходимо предварительно снять ведущее зубчатое колесо (рис. 19, б), вынуть шпонку, отвернуть болты крепления корпуса переднего подшипника, снять шайбы и крышку, затем расшплинтовать и. отвернув болты крепления корпуса заднего подшипника, снять шайбы и корпус заднего подшипника. Затем вып-рессовать при помощи съемника коленчатый вал из переднего подшипника (рис. 2.59, а). После этого повернуть левой рукой коленчатый вал в двигателе до отказа, приподнимая его вверх, а правой рукой передвигая шатун по направлению к левому отверстию картера, вынуть коленчатый вал из картера. Если не требуется проверка и замена деталей, то передний корпус подшипника снимать нет необходимости.
Рис. 2.57. Измерение торцевого биения зубчатых колес распределения
Рис. 2.58. Выпрессовка распределительного вала: а - с помощью оправки; б - при помощи выколотки и молотка
Подшипник с шейки задней цапфы коленчатого вала снимают съемником. При необходимости выпрессовывают из картера передний корпус вместе с подшипником, а затем демонтируют подшипник из пере-дного корпуса на ручном прессе.
После разборки детали необходимо промыть в керосине, очистить от отложений, нагара, произвести осмотр. Изношенные детали заменить новыми или отремонтировать
Рис. 2.59. Выпрессовка кривошипного механизма или коленчатого вала универсальным съемником: а - выпрессовка кривошипного механизма; б - выпрессовка корпуса заднего подшипника: 1 - картер двигателя; 2 - корпус подшипника; 3 - шарикоподшипник: 4 - кривошипный механизм
Силовой агрегат. Разборка двигателя.