Ответственность момента. Как закручивать гайки и болты?
Борис ДАХНОВСКИЙ
Рычажный динамометрический ключ. Простой, дешевый, надежный и довольно точный.
Ну вот, ремонт входит в завершающую стадию - пора приступать к сборке. Как обычно закручивают гайки и болты? «От души»!
Один подтянет, а затем еще и ногой во что-нибудь упрется - чтобы «намертво». Другой на ключ наденет трубу, а в нее еще
и вставит ломик...
На самом же деле весь крепеж рассчитан на то, чтобы его затягивали со строго определенным усилием - в технике оно называется
моментом. Не меньшим, чем надо (а то и вправду открутится), но и не большим (сорвешь резьбу)... Но где она - эта золотая
середина? Вам подскажет динамометрический ключ - он-то измерит и покажет вам величину момента-усилия. А те ключи, что
самые современные, еще и вслух «подскажут», когда будет достаточно.
Самые старые динамометрические ключи снабжены круглой шкалой и механизмом, аналогичным часовому. В них при закручивании
болта или гайки скручивается толстый стальной стержень, причем совсем незначительно. Шестеренчатый редуктор многократно
увеличивает это крошечное перемещение, и стрелка шкалы поворачивается на величину, достаточную, чтобы механик мог оценить
силу, приложенную к крепежу. Особенной точностью этот прибор не отличается, тем более не новый: по мере износа механизма
зазоры в шестеренках и их осях вызывают люфт стрелки, а иногда и заедание.
Позже придумали инструмент попроще. К основе ключа-квадрату (для шестигранной головки) приделан стержень строго определенной
жесткости и длины. А на другом конце - ручка со шкалой.
Этот древний инструмент пережил около сотни ремонтов двигателей. Одно из его достоинств - компактность.
К квадрату приделана и стрелка. Когда механик закручивает гайку, стержень изгибается, а стрелка, всегда неподвижная относительно
квадрата, показывает усилие на сместившейся вместе с концом стержня шкале. Это очень простой и дешевый инструмент. А если
изготовитель точно выдержал технологию изготовления, - то и самый надежный. От старости стержень может деформироваться -
стрелка в свободном состоянии не будет показывать на нуль. Чтобы вернуть прибору точность, подогните стрелку - она изготовлена
из мягкой стали.
Самые современные, сложные динамометрические ключи скорее предназначены для использования в специализированных мастерских или
для заводского конвейера. В них есть шкала, отдаленно напоминающая шкалу микрометра, и, ориентируясь по ней, можно очень
точно выставить необходимое усилие. Когда оно будет достигнуто, раздастся громкий щелчок, а рука почувствует отдачу. Значит,
с этой гайкой закончил - пора переходить к следующей. Очень удобен такой инструмент, если, например, нужно стянуть половинки
картера - закрутить 20-25 болтов с одним и тем же усилием. При менее монотонной работе перестраивать прибор под «свое» усилие
для каждой гайки утомительно - здесь удобнее воспользоваться более простым инструментом.
Микрометрическая шкала
С какой силой закручивать крепеж - об этом можно узнать из инструкции по ремонту. Не полагайтесь на свой опыт и не пытайтесь
воспользоваться «чужой» документацией. Даже на сходных по конструкции мотоциклах крепеж для одинаковых узлов следует затягивать
с разным усилием (см. табл. 2). Оно может отличаться в несколько раз! Если вдруг не обнаружите рекомендации, значит, гайка или
болт стандартные, и затягивать их нужно со стандартизированным усилием (см. табл. 1).
Для сложных деталей, стянутых множеством болтов, в инструкциях приводят схему, на которой указана последовательность затяжки.
Если ее не соблюдать, можно покоробить весь узел, образуется течь или заклинит какой-нибудь вал. Болтов несколько, и
последовательность их закрепления не указана? Значит, их нужно затягивать крест-накрест. Причем постепенно, в несколько
приемов, до тех пор, пока динамометрический ключ не покажет нужный момент.
Читая таблицу моментов затяжки, обращайте внимание на примечания. В них могут быть оговорены особые условия сборки. Например,
что резьбу перед закручиванием следует смазать маслом или резьбовым герметиком... Если дополнительных требований нет, то
подразумевается, что детали крепежа должны быть чистыми и сухими. И желательно ни сильно охлажденными, ни горячими -
комнатной температуры.