Новинки Yamaha 2009. Yamaha YZF-R1, Yamaha XVS950A Midnight Star, Yamaha XJ6 Diversion.
Александр ВОРОНЦОВ,
фото Yamaha
ПРЕМЬЕРЫ. YAMAHA: НОВИНКИ 2009 ГОДА.
Вести о новинках порой складываются настолько прихотливо, что так и подмывает огорошить неподготовленного
читателя заковыристым ребусом.
Необычный разворот колен вала задает неравномерный порядок вспышек.
Полночная диверсия по плану «R1»
«ЭРКА» С НУЛЯ. Великолепному спорт-байку Yamaha YZF-R1 исполняется 11 лет - пора сменить шкуру. В 2009 году
стартуют продажи нового поколения - и оно действительно новое!
Рама Deltabox новейшего поколения.
Самая интересная перемена в силовом агрегате образца 2009 года - неравномерный порядок вспышек в цилиндрах
(технология «Большого взрыва»!): 270° - 180° - 90° - 180°. В прошлогоднем моторе, как и в подавляющем большинстве
рядных «четверок», вспышки проходили через равные 180°. При этом крайние поршни ходили парой, а средние в
противофазе. Уравновешенная схема, минимум вибраций... Чем же она не понравилась? А вот чем. Гоночный опыт учит:
хочешь получить линейную зависимость крутящего момента от положения ручки газа - равномерность надо разрушить!
А то слишком большое (и нежелательное) влияние оказывает инерция деталей двигателя. В новом моторе, с
неравномерными вспышками, дозировка момента зависит только от подачи топлива. Двигатель образца 2009 года еще
более короткоходный, чем прошлогодний (78x52,2 мм против прежних 77x53,6 мм). Его максимальная мощность -
182 л.с. (+2 л.с.), крутящий момент - 115,5 Н.м (+2,8 Н.м). Заново спроектированы кованые поршни и блок цилиндров,
причем полости водяной рубашки системы охлаждения теперь не открываются в стык блока и головки. Сохранены такие
конструктивные особенности, как керамическое покрытие зеркал цилиндров, система управления дроссельной заслонкой
«по проводам», впускной тракт изменяемой длины, впрыск топлива с двумя форсунками на цилиндр. Yamaha вслед за
Suzuki применила переключатель режимов работы двигателя. Можно выбрать один из трех режимов: стандартный, более
резкий «А» и смягченный «В».
Панель приборов YZF-R1 - построена вокруг тахометра.
Заново спроектирована и диагональная рама Deltabox. Применяя для ее разных элементов разные способы обработки
алюминиевого сплава (литье под давлением и под действием гравитации, а также экструдирование), конструкторы
добились тонкого баланса жесткости и управляемости. Более изысканными стали настройки подвески. Так, в заднем
амортизаторе можно раздельно настраивать гидравлическое усилие для, высокой и малой скоростей сжатия, а изменение
поджатия пружины - дистанционное. Функции гидравлики сжатия и отбоя разнесены по разным перьям передней
телескопической вилки - это позволило упростить клапанную систему и снизить вероятность кавитации.
Следуя принципу централизации масс, конструкторы сделали задний подрамник из магниевого сплава и облегчили маятник
задней подвески. Двигатель сместили в раме на 12 мм вперед и уменьшили наклон блока цилиндров на 9 градусов -
и удалось сильнее нагрузить переднее колесо.
Yamaha YZF-R1 образца 2009 года: спортбайк не просто новый, но во многом и революционный.
И еще одно новшество, впервые примененное на серийной мототехнике: фара без ламп ближнего света. Они и ни к
чему: при включении ближнего поднимаются специальные шторки, перекрывающие часть светового потока. Так удалось
сократить число ламп в фаре с четырех до двух.
Yamaha XVS950A Midnight Star - круизер «литрового» формата.
Звезда полуночников. Со своим новым круизером XVS950A Midnight Star маркетологи концерна предлагают поиграть нам в
забавную игру: выбрать байк монументальный и массивный внешне... но легкий на ходу и послушный. Инженеры с увлечением
подключились к этой затее: взяли прошлогоднего дебютанта 1300-кубовый Midnight Star - и сбросили с него все «лишнее».
Мощная стальная рама разъемная - чтобы легче было обслуживать силовой агрегат.
Что же принести в жертву? Сохранив прежний ход поршня (83 мм), конструкторы не только сократили рабочий объем за
счет уменьшения диаметра цилиндра со 100 до 85 мм, но и выдернули балансирные валы (дескать, вибрация только ласкает),
а главное - заменили жидкостное охлаждение воздушным. Но оставили кованые поршни, цилиндры с керамическим покрытием
зеркала и 4-клапанные головки цилиндров. Интересно, что этот двигатель без балансиров они установили в стальную
дуплексную раму жестко, так что он включен в силовую схему шасси.
Панель приборов, по законам жанра, расположена на бензобаке.
Легкие литые алюминиевые колеса (18-дюймовое переднее и 16-дюймовое заднее) сочетаются со стальными крыльями.
Задняя подвеска - системы Monocross.
Упрощает обслуживание ременный привод заднего колеса.
Что в итоге? Новый круизер всего на 5 мм короче, чем 1300-кубовая версия, но на целых 25 кг легче! А седло ниже на
40 мм. Вот такой он - большой внешне и легкий на самом деле.
«Бюджетная» диверсия
Попытка разделить 600-кубовую серию FZ на «полномощную» и «маломощную» не оправдала ожиданий - слишком уж оба
мотоцикла
близки по конструкции, потому и разница в цене невелика. Между тем Honda и Suzuki в этой кубатуре продают родстеры
совершенно различные (Hornet - CBF600 и GSR - Bandit соответственно) и тем самым они сумели потрафить признающим
компромиссов эстетам, и любителям сэкономить.
Бесхитростного вида маятник изготовлен из стали, как и рама.
В сезоне-2009 Yamaha ошибку исправила: отныне в модельной гамме марки компанию изысканному FZ6 составит недорогой
XJ6 Diversion. Индекс знакомый - им клеймят родстеры аж с 1979 года.
Двухпоршневые скобы рассчитаны на динамику XJ6.
Да и имечко тоже небезызвестно: машины серии Diversion в форматах 600 и 900 см3 (а в Японии - и «четырехсотка») успешно
продавались с 1991 по 2003 годы. Но тогда это были бесхитростные «воздушники». Новая же «Диверсия» вооружена
двигателем... правильно, «водянкой» от FZ6 - в 78-сильной версии. По большому счету, разница в моторах - лишь в
настройках систем, в форме и проходном сечении каналов в головке да в иных распредвалах. Впрочем, даже за счет этих
не таких уж и значительных перемен (маркетологи компании, правда, характеризуют двигатель как «совершенно новый»)
удалось прилично увеличить крутящий момент и расширить рабочий диапазон.
Панель приборов «перекочевала» от FZ6.
А как же «борьба за бюджет»? Она во всю ширь развернулась при проектировании ходовой части. Рама и задний маятник
изготовлены из стали. Впереди - простая телескопическая вилка без каких-либо регулировок. Задняя подвеска - с
моноамортизатором, гидравлика которого тоже не регулируется. А оцените тормоза со скромными 2-поршневыми скобами...
Одно хорошо: можно заказать версию с АБС. Впрочем, современный родстер без этой «примочки» - нонсенс.
Yamaha XJ6 Diversion: за недорого 600-кубовый родстер.
К счастью, на дизайне экономить не стали. Выглядит Diversion в том же духе, что и Fazer, пожалуй, еще и симпатичнее.
А если и цена будет демократичной, то успех новинке обеспечен.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Модель
Yamaha YZF-R1
Yamaha XVS950A Midnight Star
Yamaha XJ6 Diversion
Модельный гол
2009
2009
2009
Снаряженная масса, кг
206
278
211
Длина, мм
2070
2435
2120
База, мм
1415
1685
1440
Высота по седлу, мм
835
675
785
Вылет, мм
102
145
103,5
Наклон рулевой колонки
24°
32°
26°
Объем бензобака, л
18
17
17,3
ДВИГАТЕЛЬ
Тип
4-цилиндровый, рядный 4-тактный
2-цилиндровый, V-образный, 4-тактный
4-цилиндровый, рядный, 4-тактный
ГРМ
DOHC, 4 клапана на цилиндр
ОНС, 4 клапана на цилиндр
DOHC, 4 клапана на ципиндр
Рабочий объем, см3
998
942
599
Размерность, мм
78x52,2
85x83
65,5x44,5
Степень сжатия
12,7
9,0
12,2
Макс. мощность, л.с. при об/мин
182/12500
54/6000
78/10000
Макс. крутящий момент, Н*м при об/мин
115,5/10000
76,8/3000
59,7/8500
Система литания
впрыск топлива
впрыск топлива
впрыск топлива
Охлаждение
жидкостное
воздушное
жидкостное
ТРАНСМИССИЯ
Сцепление
многодисковое, в масляной ванне
многодисковое, в масляной ванне
многодисковое, в масляной ванне
Коробка передач
6-ступенчатая
5-ступенчатая
6-ступенчатая
Главная передача
цепью
ремнем
цепью
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Рама
диагональная, ал.сплав
дуплексная, стальная
пространственная, стальная
Передняя вилка
телескопическая, перевернутого типа
телескопическая
телескопическая
Диаметр труб, мм
43
41
41
Ход колеса, мм
120
135
130
Задняя подвеска
маятниковая, с прогрессивной характеристикой
маятниковая
маятниковая
Ход колеса, мм
120
110
130
Передний тормоз
2x310-мм диска, 6-поршневые скобы
320-мм диск, 2-поошневая скоба
2х298-мм диска, 2-поршневые скобы
Задний тормоз
220-мм диск, 1-поршневая скоба
298-мм диск, 1-поршневая скоба
245-мм диск, 1-поршневая скоба
Передняя шина
120/70ZR17
130/70-18
120/70ZR17
Задняя шина
190/55ZR17
170/70-16
160/60ZR17