Оба родом из середины 70-х, тем не менее, до сих пор на рынке секонд-хэнда они - ходовой товар. И зачастую покупатель
выбирает как раз между ними.
Во, блин! Для Америки?!
В провинции нам удалось обнаружить эти байки в почти первозданном виде.
У этого «пса» «не родные» звуковой
сигнал и задние амортизаторы, нет ремешка на седле, за
который держится пассажир.
«Иж-Планета Спорт»(в просторечии просто «спорт» или «пес» - от аббревиатуры ПС) увидел
свет в 1974 году, практически одновременно с Jawa-350/634. Оба мотоцикла вызвали фурор у российских рокеров
(слово «байкер» тогда еще не было в ходу), их с пристрастием сравнивали и до хрипоты спорили, какой лучше.
Если у Jawa-350/634 и было много нового по сравнению со «старушкой» Jawa-350/360 (дуплексная рама, 2-кулачковый
передний тормоз, 18-дюймовые колеса и обновленный мотор), то «ПС» вовсе ничем не напоминал обычную
«Планету». В «Иже» поражали не только его подчеркнутая «спортивность», но и ряд
совершенно новых конструктивных решений. Как то: система раздельной смазки, 5-канальная продувка цилиндра, подвеска
двигателя на резиновых подушках. И особенно импортные комплектующие - карбюратор и светотехника, причем не из
соцстраны, а из самой Японии! В этом отношении Jawa из Чехословакии просто «отдыхала». К тому же
поговаривали, что «пса» готовили к экспорту, и не в какую-нибудь банановую республику, а в саму Америку. Как
тут крутому рокеру не задуматься о его покупке?
Эта Jawa-350/634 не из самых первых. Владелец установил дуги,
багажник, отхромировал стаканы амортизаторов и переднее крыло.
«Мигалки» - от более поздних моделей.
Для и против воров
Прошли десятилетия, и в моду вошли мотоциклы с совершенно другими посадками: полулежачей - у спортбайков, откинувшись
корпусом назад и с вытянутыми ногами - у кастомов. Сидеть прямо стало, как сказали бы сейчас, - отстой.
Оригинальные фара и приборная панель «спорта».
Впервые на отечественных серийных мотоциклах применили дюралевые
траверсы и крепление руля через резиновые подушки. У Jawa-350/634 этого еще нет.
На каждом из тестируемых мотоциклов принимаешь свою особую посадку. У Jawa подножки водителя на месте - по сравнению с
предыдущей моделью «350/360», на которой ноги приходилось излишне сгибать в коленях. Руль стал чуть пошире,
седло - потолще, и это удобно для «дальнобоя». У «Ижа» узкий бак, высокий а-ля спортивный руль
и не очень комфортное седло - все это провоцирует к спортивной езде.
Jawa оказалась лучше «спорта» адаптирована к российской криминальной действительности: рулевая колонка и
седло (а под ним аккумулятор) запираются на замок. У «Ижа» - «бери - не хочу»: нажал на рычажок,
и седло снимается вместе с хромированным крылом, японским фонарем и номерным знаком - и открыт путь к дефицитному
тогда импортному аккумулятору.
Если заведешь
Характер моторов различаешь уже при запуске. Думается, фраза «заводится с полоборота» вошла в обиход именно
после Jawa. У «пса» же норов: его не в силах сгладить даже прославленный Mikuni. Сколько же произошло травм
лодыжек, оторвано каблуков и растянуто голеностопов при попытке завести строптивый мотоцикл! В то время «спорты»
обычно проигрывали Jawa именно из-за неадекватности запуска. Зато когда заводились, равных им по разгонной динамике и
максимальной скорости в СССР не существовало. Скорость исправного и отрегулированного «Иж-ПС» (с Mikuni)
реально доходила до 140 км/ч, в то время как Jawa в лучшем случае «бежала» 120-125. Более высокие динамические
качества «пса» объясняются просто: он легче на 30 кг, а мотор на 10 сил мощнее.
Металлические кожухи вилки, не в пример резиновым
гофрам поздних моделей, сохраняются не одно десятилетие.
В сравнении с теми значениями у наших далеко не «свежих» тестируемых мотоциклов «максималка»
упала примерно на 20 км/ч. Но надо учесть, что пробег «Ижа» - почти 40 000 км, a Jawa - 50 000. С годами
«спорт» стал не столь норовистым при заводке, однако выражение «с полоборота» к нему не применишь.
Jawa же сполна оправдывает былой авторитет.
Различия в характерах мотоциклов .. проступают уже после первых же метров движения. На Jawa чувствуешь кайф от размеренной
езды: мотоцикл прекрасно «стоит», на разбитой дороге подвески обеспечивают плавность хода, мотор тяговит
и в общем-то динамичен, хотя на 4-й передаче разгон с 60 до 80 км/ч несколько вяловат. У «пса», наоборот,
«взрыв» происходит на средних оборотах, и чувствуешь, что вот-вот «закозлит». Он на это способен,
но последствие «свечи» на мотоцикле с одним низко расположенным и к тому же длинным глушителем всегда одно:
полный рот земли (или асфальта). На Jawa всегда «козлили» без проблем - глушители как раз такой длины и
формы, что упираются в дорожное покрытие и не дают перевернуться. Правда, без «протравливания» сцеплением
при полном «газе» ничего не получится. А вот на «псе» - легко и одним лишь резким поворотом
кисти правой руки.