На двигателях тяжелых мотоциклов устанавливается по четыре кольца в каждом цилиндре.
Два верхних поршневых кольца создают необходимую герметичность, препятствуют прорыву газов из камеры сгорания в картер двигателя. Два нижних (маслосъемных) кольца служат для удаления избыточного масла со стенок цилиндра.
Поршневые кольца изготавливаются из специального чугуна. Верхнее компрессионное кольцо хромировано. Это увеличивает его износостойкость и способствует увеличению срока службы остальных колец и зеркала цилиндра.
Маслосъемные кольца изготавливаются с внешней цилиндрической проточкой и щелевидными прорезями, через которые лишнее масло отводится со стенок цилиндра во внутреннюю полость поршня. Для двигателей всех марок мотоциклов "Днепр" и "Урал" маслосъемные кольца взаимозаменяемы.
Компрессионные кольца двигателей всех моделей "Днепр" и "Урал" одинаковые по диаметру, но имеют различие по высоте в зависимости от модели (табл. 2.4). Кольца ремонтных размеров имеют увеличенный внешний диаметр на 0,2 и 0,5 мм е соответствии с группой ремонта.
Замки колец на стыке прямые. Зазор в замках при вставке колец в цилиндр должен быть в пределах 0,15-0,60 мм.
С 1985 года на двигателях МТ10-32 вместо верхнего чугунного кольца устанавливается стальное мас-лосъемное кольцо, которое состоит из двух дисков, а также радиального и осевого расширителей (рис. 2.18).
Упругость радиального расширителя составляет 0,25 - 0,35 Н (2.5 -3,5 кгс). Для нормальной работы колец внутренний диаметр канавки поршня обработан в пределах 68.8 - 69,2 мм. Использование стальных маслосъемных колец дало возможность снизить расход масла приблизительно в два раза.
Поршневые кольца можно снять с помощью съемника или латунных полосок (рис. 2.19). Перед проверкой колец их необходимо очистить от нагара и промыть. Если при осмотре обнаружены большие не приработавшиеся к цилиндру участки, трещины и сколы, а также потеря упругости, то такие кольца необходимо заменить. Канавки поршня очищают от нагара при помощи приспособления (рис. 2.20).
Для новых поршневых колец зазоры должны быть: для компрессионных - 0,04 - 0,08 мм; для маслосъемных - 0.025 - 0.065 мм. Если зазор превышает указанные верхние пределы на 0.03 мм - кольцо следует заменить.
Если и при установке нового кольца зазор остается увеличенным - необходимо заменить поршень. Соответствие толщины кольца глубине канавки поршня можно проверить при помощи линейки (рис. 2.21).
Рис. 2.20. Приспособление для очистки нагара с поршня
Перед установкой новых колец их необходимо подогнать по высоте в соответствии с размером канавки поршня при помощи напильника или наждачной шкурки (рис. 2.22).
Рис. 2.21. Проверка соответствия толщины кольца глубине канавки поршня: 1 - поршень; 2 - кольцо;3 - линейка